Найти в Дзене
EllyBlog

Самая скандальная выставка 20 века. Ошибка Ива Монтана.

Я поглядел бы на него, когда бы — минус тридцать! «Марафон» В. Высоцкий В 1963 году (почти 60 лет назад) в Париже певец и киноактёр Ив Монтан устроил выставку советского дамского белья. При организации выставки были допущены некоторые, мягко говоря, неточности. Однако время показало, что Ив Монтан ошибся, когда смеялся над советским бельём. Но "по законам эпистолярного жанра" - о том, в чем ошибался Ив Монтан, устраивая такую выставку - в конце статьи. Почему я считаю, что эта выставка была самой скандальной? Потому, что никакой другой цели у этой выставки не было. Не было желания подогреть интерес зрителей к культуре или что-то продать. Популярность Монтана в 1963 году была так велика, что не нуждалась в пиаре. Выставка была задумана как скандал ради скандала. Как ни странно это событие принесло пользу советским женщинам. После такой рекламы советское начальство обратило внимание на «отдельные недостатки» в этой отрасли легкой промышленности и увеличило импорт белья. Ив Монтан был оче

Я поглядел бы на него,

когда бы — минус тридцать!

«Марафон» В. Высоцкий

В 1963 году (почти 60 лет назад) в Париже певец и киноактёр Ив Монтан устроил выставку советского дамского белья. При организации выставки были допущены некоторые, мягко говоря, неточности. Однако время показало, что Ив Монтан ошибся, когда смеялся над советским бельём. Но "по законам эпистолярного жанра" - о том, в чем ошибался Ив Монтан, устраивая такую выставку - в конце статьи.

Почему я считаю, что эта выставка была самой скандальной? Потому, что никакой другой цели у этой выставки не было. Не было желания подогреть интерес зрителей к культуре или что-то продать. Популярность Монтана в 1963 году была так велика, что не нуждалась в пиаре. Выставка была задумана как скандал ради скандала. Как ни странно это событие принесло пользу советским женщинам. После такой рекламы советское начальство обратило внимание на «отдельные недостатки» в этой отрасли легкой промышленности и увеличило импорт белья.

Фото 1. Ив Монтан.Фотография пятидесятых годов.
Фото 1. Ив Монтан.Фотография пятидесятых годов.

Ив Монтан был очень знаменит в СССР. В середине 50-х в СССР уже начали немного приподнимать железный занавес, стало желательным, чтобы в Советский Союз приезжали из стран капитализма знаменитые и доброжелательно настроенные представители буржуазной культуры. В середине 50-х Монтан уже признан как певец и известен в том числе как муж выдающейся и очень знаменитой в тот момент киноактрисы - Симоны Синьоре. Как актер он еще только начинал свою блестящую карьеру. Возможно поэтому он согласился приехать в СССР на гастроли. Ив Монтан происходил из бедной семьи. Считался человеком либеральных взглядов. Сочувствовал простым рабочим людям. В то время у него был имидж веселого парня из народа, который поет трогательные лирические песенки о жизни простых людей. Всё это очень импонировало руководству КПСС и пару-сопровождавшую его Симону Синьоре и Ива Монтана принимали в СССР по высшему разряду.

Фото 2. Ив Монтан и Эдит Пиаф
Фото 2. Ив Монтан и Эдит Пиаф

Ив Монтан видимо активно развивал личностный бренд, как сказали бы сегодня. Великая французская певица Эдит Пиаф познакомилась с ним на одном из его выступлений и скоро он стал её «бойфрендом». Его карьера пошла в рост, когда он стал «другом» великой Эдит Пиаф.

Фото 3. Ив Монтан. Во время концерта.
Фото 3. Ив Монтан. Во время концерта.

Возможно это Пиаф посоветовала ему выбрать сценический образ «поющего пролетария». Монтан демонстративно носил простой черный свитер вместо классического костюма, а на сцену выходил не в смокинге, как другие певцы того времени, а в простой черной рубашке. Однако жил он не как пролетарий.

-4

На рекламной фотографии - вечеринка в знаменитом «Мулен Руж». Одна из самых известных и высокооплачиваемых манекенщиц Сюзи Паркер рекламирует платье модного дома "Grès ". Паркер очень красива, но это холодная, стандартная голливудская красота. По фото мы можем представить себе, как развлекались богатые и знаменитые в Париже в 1957 году.

Фото 4. Ив Монтан и Симона Синьоре в Кремле. 1963 год.
Фото 4. Ив Монтан и Симона Синьоре в Кремле. 1963 год.

В 1963 году Ив Монтан еще раз приехал в СССР. Он уже не носил черный свитер и черную рубашку. В 1963 году Ив Монтан не выступал с концертами. В этот раз он сопровождал свою жену, Симону Синьоре. За прошедшие шесть лет Ив Монтан сделал головокружительную карьеру в кино. Слава пришла к нему в 1960 году, когда он в Голливуде снялся в простеньком фильме «Давай займемся любовью». Ив Монтан, молодой человек из бедной семьи, очень убедительно, с огромным шармом играл мультимиллионера в третьем поколении. По сюжету, танцам его учил великий танцор - Джин Келли. Петь (в фильме) его «учил» мега звезда - Бинг Кросби и они очень мило пели дуэтом. А влюбился мультимиллионер в простую бедную девушку - Мэрилин Монро.

-6

После этого фильма Ив Монтан стал "иконой", как сказали бы сегодня. Газеты всего мира наперебой стали обсуждать его любовь (недоказанную) с Мэрилин Монро.

-7

В 1963 году Симону Синьоре пригласили на международный кинофестиваль в Москве. С Симоной приехал и Ив Монтан. Однако теперь он приехал уже совсем другим человеком. Имидж простого весёлого парня, который поет лирические песенки, был им забыт. Теперь это был серьезный парижский интеллектуал, с барскими замашками и большими деньгами, слегка уставший от своей всемирной популярности. Но так как сплетни желтой прессы в СССР не попадали, то по инерции все продолжали считать Монтана простым парнем и большим другом Советского Союза. Видимо поэтому его не слишком «оберегали» и каким-то образом (французы...))) Ив Монтан сумел скупить устаревшее советское женское нижнее бельё и вернувшись в Париж организовал там с помощью своего импрессарио, для своих друзей, выставку этого самого белья.

Фото 5. Фрагмент кадра из фильма «Три тополя на Плющихе». 1967 год.
Фото 5. Фрагмент кадра из фильма «Три тополя на Плющихе». 1967 год.

Выставка состоялась в 1963 году. И вот тут можем отметить первую «неточность» . В 1963 году советское белье уже не было таким страшным, как хотел показать Монтан. Его выставка устарела лет на десять. В фильме "Три тополя на Плющихе" простая девушка, несколько лет назад переехавшая из деревни в Москву, собирается на работу, на фабрику. Красивая комбинация, капроновые чулочки. Модная прическа. Подкрашенные глазки. Фильм вышел в 1967 году, снимался в 1966 году. После последнего визита Монтана и нашумевшей выставки прошло всего три года. В 1963 году многие советские женщины имели совершенно европейский вид. Конечно, с отставанием от парижских новинок моды, но и во Франции не все могли себе позволить одеваться по последней моде.. Понятно, что более современное советское бельё Ив Монтан не покупал в СССР и не выставлял на своей знаменитой выставке. А скупал он уценёнку, которую в 1963 году носили только пенсионерки, очень малоимущие женщины и дамы консервативных взглядов, которые предпочитали бельё из натуральных тканей. Для них советская промышленность и производила почти до 80-х годов то бельё, которое так поразило изнеженных французов. В 60-е годы советское производство текстиля всё-таки уже начали модернизировать. Выпускали более современные модели. Кроме того, продавалось импортное бельё из стран соцлагеря. Поэтому в статье я показываю советские фотографии 50-х годов, так как это именно то бельё, которое показывал Ив Монтан, а также иллюстрации 1957 года из журналов «L’Officiel» и «Harper’s Bazaar» - для сравнения.

Фото 6. Тамара Макарова в фильме «Первоклассница». 1948.
Фото 6. Тамара Макарова в фильме «Первоклассница». 1948.

На выставке в Париже показали самое страшное магазинное бельё, намекая на то что все женщины Советского Союза такие дикие, что даже не знают, что есть хорошее кружевное. В фильме «Первоклассница» мы видим актрису Тамару Макарову в крепдешиновой полупрозрачной блузке. Присмотревшись, можно разглядеть, что под блузкой у неё такая же красивая комбинация, украшенная кружевом. Тамара Макарова могла себе позволить заказывать бельё ручной работы из натурального шелка, украшенное дорогим натуральным кружевом. Такое и в Париже не у каждой актрисы было.Точно такое же бельё могли себе позволить и самые обыкновенные женщины СССР. Ведь шелк и кружево можно было купить и относительно недорого. А шили себе и своим близким те самые мастерицы, что шили для советской элиты. С каждым годом блузки становились всё прозрачнее и к 60-м годам вошли в моду блузки из капрона. В то время уже продавались разнообразные отечественные комбинации. Может быть не такие шикарные как во Франции, но достаточно симпатичные, чтобы их можно было носить под прозрачную кофточку. Многие могут сказать, что такая учительница как Тамара Макарова - это только в кино. На самом деле и до фильма были такие учительницы, а уж после фильма очень многие стремились подражать прекрасному образу доброй и одновременно строгой учительницы, созданному Тамарой Макаровой в фильме «Первоклассница». Но такие красивые блузочки Ив Монтан не показывал на своей выставке.

Хотя каждая книга о кройке и шитье в 50-е начиналось с того, как шить комбинации, трусы и бюстгалтеры, в журналах мод 50-х годов, рекламы и какого-либо упоминания о нижнем белье вы не найдёте. Советские журналы мод придерживались самых строгих норм социалистической морали, но очень непоследовательно, потому что модели халатов и купальников печатались часто, а вот бельё удалось напечатать только в 1957 году, художнику графику и фэшн-иллюстратору - Юрию Александрову. Очень изысканно. С большим вкусом. Благодаря этому небольшому рисунку мы можем себе представить, что красивое бельё не было таким уж недоступным в 50-е. Все модели предлагалось шить из крепдешина. Шелковые ткани уже были в продаже, самые разнообразные . Тысячи женщин шили себе бельё по этим рисункам.

Фото 7. Художник Ю.В. Александров. Рисунок из журнала «Мода».1957 год.
Фото 7. Художник Ю.В. Александров. Рисунок из журнала «Мода».1957 год.

В 50 -е годы в СССР шить умели все, кто- то лучше, кто-то похуже. На фотографии симпатичная женщина, занимается вышиванием. Такие вот женщины шили самые модные наряды и красивое бельё не только своим детям, но и всем знакомым. Еще и вышивкой украшали. Такие шикарные вещи ручной работы не были показаны на выставке в Париже, возможно потому что не были доступны в широкой продаже у нас.

Фото 8. За рукоделием. Середина 50-х.
Фото 8. За рукоделием. Середина 50-х.

Фото 9. Батистовая сорочка . Начало 30-х годов.
Фото 9. Батистовая сорочка . Начало 30-х годов.

В СССР вся одежда делилась на выходную и повседневную. Такую батистовую рубашечку носили как выходную, если не было покупной комбинации. Красивые вышитые и с кружевными вставками сорочки девушки получали в приданное. На фотографии сорочка начала 30-х годов, очень простенькая, принадлежавшая женщине из небогатой семьи. Были вещи гораздо красивее. Их берегли и носили по праздникам. Как видите сорочка сохранилась до наших дней, так что вполне могла бы быть представлена на выставке в Париже. Но это - тридцатые годы . В 50 -е и 60-е годы годы даже совсем неумеха могла сшить себе ночную рубашку, самого простого кроя.

Даже вензель вышит. И это выглядело достойно, в стиле элегантной простоты. Вполне можно выставлять на выставке, как пример советского белья 50-х, 60-х годов.

-13

Вот так выглядел бюстгалтер в рекламе из французского журнала «Офисьель» за 1957 год . В рекламе говорится, что бюстгалтер можно заказать из натурального сатина, натурального сатина двойной плотности или нейлона.

Фото 10. Реклама бюстгалтера. Франция 1957
Фото 10. Реклама бюстгалтера. Франция 1957

Но вот мы видим советский бюстгалтер, сшитый по тому же фасону, что французский. Фасон такой же, а материалов таких красивых, не было и фурнитуры не было вот и получился, как теперь говорят, «бюджетный вариант». В России это издавна называлось вариант «для бедных». Это действительно был самый дешевый из всех продающихся бюстгалтеров. Но за такие смешные деньги, он был самого высокого качества. Из натуральных материалов , крепкий, удобный, но не красивый. Да, такой на выставку в Париж взяли бы с удовольствием .

-15
Фото11. Атласный стёганый бюстгалтер.
Фото11. Атласный стёганый бюстгалтер.

В то же время можно было свободно купить атласные бюстгалтеры подороже, из натурального шелка. Были еще и бюстгалтеры стеганые, простроченные, как тот что на фотографии . Очень качественные. Строчки такие идеально ровные. Наверняка такое бельё не показывали на выставке в Париже. Даже через столько лет я не нахожу ничего смешного в этом образце советской швейной промышленности.

На фото мы видим простых советских женщин, многие из которых с удовольствием носили то самое белье, насмешившее парижан. Да, с удовольствием, потому что это белье было очень удобным. Многие, но не все. Кто-то носил собственноручно сшитое бельё, уже полностью по своему вкусу. А другие вполне могли позволить себе купить шелковый атласный бюстгалтер (а сейчас многие могут купить атласный бюстгалтер из натурального шелка? как вообще вам цены на белье, что покупаете и где?). Женщины были не хрупкого телосложения. Видимо Монтана очень сильно поразили размеры продаваемых бюстгалтеров - никакого сравнения с миниатюрными француженками. В пятидесятые годы в СССР не было моды на худых . Все слишком хорошо помнили, как трудно и голодно жили в войну.

Фото 12. Первая половина 50-х
Фото 12. Первая половина 50-х

Эту фотографию можно назвать энциклопедией самого распространённого дешевого советского белья пятидесятых. Первая женщина слева вероятно в купальном костюме. Вторая женщина в светлом бюстгалтере и «семейных» трусах. Потому их и назвали «семейные» - что их могли носить и мужчины и женщины. Они были удобные, а понятия красоты - относительны.

Фото13. Первая половина 50-х
Фото13. Первая половина 50-х

Представьте себе, что вторая женщина не в советском белье - а в шортах и топике, сразу по-другому смотрится..

-19

Третью женщину почти не видно, возможно она в купальнике, а возможно в обычном лифчике и семейных трусах. За ней женщина с букетом в бюстгалтере и самых обычных светлых трусах (сейчас почти такие носят). На следующей женщине не комбинация, а сорочка. Такие носили в деревнях. Сейчас это назвали бы летним сарафанчиком. А последняя женщина в обычных панталонах. Панталоны продавались с резиночками, но женщины эти резиночки удаляли, чтобы не сдавливали ноги. Простое и удобное бельё для простых женщин.

Такие трусы в1957 году носили в Париже. Конечно, избалованные эротическим бельём французы слегка презирали простое бельё советских женщин. Но вы представить себе не можете, как презирали таких вот парижанок эти простые советские женщины-труженицы.

-20

Часто на таких фотографиях начала 50-х- простые женщины, которые и знать не знали зачем эти купальники нужны. Фотографий, начала 50-х, на которых позируют женщины в белье, сохранилось очень много. Видимо находиться в белье на пляже в первой половине пятидесятых не считалось неприличным.

Фото 14. Реклама белья из журнала «Офисьель ». 1957.
Фото 14. Реклама белья из журнала «Офисьель ». 1957.

Вот такой предмет женского белья рекламировали в журнале «Офисьель » в 1957 году. С первого взгляда понятно, что это корсет. Но корсеты отменили еще в конце девятнадцатого века. Феминистки очень гордились тем, что они освободили женщин. Поэтому в пятидесятые годы такой корсет стыдливо называли по-разному: «грация», или «корректирующее бельё» или как угодно. Когда я смотрю на эту фотографию, вспоминаю, что поговорку: «чтобы быть красивой, надо страдать» придумали во Франции. Даже на фотографии видно, какой жесткий каркас у этой «грации». К тому же уже в конце пятидесятых бельё во Франции уже производили из очень красивой, но очень неполезной синтетики. В такой «грации » женщины чувствовали себя как будто закованными в доспехи. «Грация» украшена внизу синтетическим кружевом.

-22

В пятидесятые и в начале 60-х капроновые кружева казались необыкновенно красивыми и соблазнительными. В СССР продавали похожие кружева производства ГДР. Сейчас синтетические кружева уже таких восторгов не вызывают.

Фото15. На пляже у моря. Конец 50-х.
Фото15. На пляже у моря. Конец 50-х.

Эта фотография сделана в конце пятидесятых. В это время уже в основном все знали, что на пляже нужно быть в купальнике. Кстати, этот пляж - уже не деревенская полянка, как на фотографии 13. Это место очень похоже на пляж Пиритта, недалеко от Таллина, в Эстонии. Может быть кто-то точно знает, где сделана фотография? Но всё равно, еще долго на всех пляжах СССР появлялись женщины в атласных бюстгалтерах. На таких женщин в белье уже поглядывали с недоумением. Но только представьте себе, какой шок был бы у тех людей, если бы к ним на пляж пришла женщина в современном купальнике.

-24

Реклама белья в журнале «Харперс Базар» в 1957 году в год приезда Монтана в СССР. В рекламе говорится, что это новые линии.. Не каждая женщина может так выгибаться ради того чтобы изобразить эти умопомрачительные «новые линии». Конечно это корсет, однако в рекламе говорится, что это длинный бюстгалтер, для платья с глубоким декольте. Бюстгалтер украшен нейлоновыми кружевами, сам бюстгалтер из нейлона. Сплошная синтетика.

Фото 16. Реклама белья из журнала « Харперс Базар». 1957.
Фото 16. Реклама белья из журнала « Харперс Базар». 1957.

Платье от «Диора» с очень глубоким декольте. Для таких глубоких декольте и предназначено это бельё.

-26

Для контраста - пример советского длинного бюстгалтера. По красоте конечно и сравнивать нельзя. Удивительно красивый французский «длинный бюстгалтер» не просто неудобный, по факту он безусловно вредный для здоровья. Советский длинный бюстгалтер - очень простой. Материал натуральный хлопок, в нём женщина хотя бы могла дышать. Могла свободно двигаться.

-27

Может быть кто -то знает, для чего там вшиты три петельки спереди? Что можно было пристегнуть? Пояс для чулок не пристёгивали, он держался на бёдрах. Довольно интересный образец советского белья. Думаю что французов мог поразить размер. Да, такой или подобный длинный бюстгалтер французы взяли бы на выставку обязательно.

Подпись Фото 17. Пантаоны байковые с начесом
Подпись Фото 17. Пантаоны байковые с начесом

Вот они — предмет ненависти всех советских школьниц. Официально они назывались «панталоны байковые с начёсом». А в жизни они назывались просто «тёплые штаны». Каждое утро зимой бабушки кричали внучкам, собирающимся в школу: «надень тёплые штаны». А внучки вопили: «нет, никогда». Но многим женщинам в СССР эти самые штаны сохранили здоровье. Скорее всего это был главный экспонат на выставке советского белья в Париже в 1963.

О том какое впечатление произвели на советских граждан визиты Ив Монтана в СССР и рассказы об этой выставке белья в Париже, мы можем догадаться по фильму «Окно в Париж» 1994 года. Неожиданно попав в Париж, скромный учитель музыки из Петербурга поёт на память по французски знаменитую и очень популярную песенку Монтана. А когда главная героиня - француженка, разругалась с попавшей в Париж мадам Гороховой и все слова были уже сказаны, как последний аргумент мадам Горохова показала свои панталоны. На этом сцена обрывается. Можно предположить что изнеженная француженка не вынесла вида этих голубеньких штанишек.

-29

Надпись на этикетке самых распространённых в СССР розовых «тёплых штанов».

-30

Было ошибкой, смеяться над тем, что в нашем суровом климате женщины носили тёплое бельё. Уже к середине 60-х начали выпускать вполне симпатичные тёплые штаны из чистой шерсти. Очень похожие на современное термобельё. В сильные холода женщины СССР носили шерстяные рейтузы. При морозе в -25 градусов, не носить тёплое бельё было просто невозможно. И не над чем было французам смеяться. Сейчас такие панталоны носят как верхнюю одежду летом.

-31

Иногда их называют короткими леггинсами, иногда велосипедными шортами, но всё равно, панталоны — они панталоны и есть, как ни называй.

Фото 18. Первыя половина 50-х.
Фото 18. Первыя половина 50-х.

Мне нравится эта фотография. Женщина весело поет под гармошку… И абсолютно не страдает от того, что у неё нет кружевных трусов. Видно, что во дворе, на верёвке сушится бельё. Стиральные машины и прачечные появились только в конце 50-х. А до этого женщины стирали вручную. В 50-е стирка белья почти не отличалась от того, что изображено на картине художника А.Е.Архипова «Прачки».

-33

При этом существовал буквально культ чистого белья. Даже в самых бедных семьях бельё было идеально белым. Ни одна стиральная машина, даже сейчас не может добиться такой белизны. Бельё стирали в жестяном корыте , потом кипятили, а потом крахмалили. Иногда еще подсинивали бельё синькой. Всё бельё обязательно гладили, а электрические утюги были далеко не у всех. Поэтому на многих винтажных фотографиях мы так часто видим бельё, которое сушится на верёвке и в деревне и в городе .

Фото 19. А. Дейнека. «Эстафета на Садовом Кольце». 1947.
Фото 19. А. Дейнека. «Эстафета на Садовом Кольце». 1947.

На знаменитой картине А. Дейнеки «Эстафета на Садовом Кольце» 1947 года, мы видим что в центре Москвы проходят соревнования по бегу. Спортивная форма сшита по образцам нижнего белья. Трусы - точно семейные трусы, только сшитые из белого шелка, они выглядят очень нарядно. Как и белые майки, которые до 1980-х годов были исключительно нижним или спортивным бельём. На картине мы видим спортсменов и обычных горожан-зрителей, наблюдающих за ходом соревнований. Жаркий летний воскресный день, а все женщины в нарядных платьях. Все мужчины в длинных брюках и рубашках. И только совсем маленьким детям допускалось ходить по городу в коротких штанишках.

Фото 20. Москва. Третьяковская галерея.
Фото 20. Москва. Третьяковская галерея.

В чем же состояла ошибка Ива Монтана? А в том, что советское бельё победило. Сейчас такое бельё носят не только как нижнее бельё. Семейные трусы превратились в шорты. В шортах, бюстгалтерах и панталонах теперь принято ходить по городу, в музеи, в рестораны, в театры и на концерты. Советское нижнее бельё стало самой популярной и модной верхней одеждой!

АВТОР: Виктория