Найти тему

1.5. Деятельность (часть 1)

Оглавление

Самая лёгкая тема в обществознании! Она пронизана через всю твою жизнь, ведь человек постоянно чем-то занят. А пока мы не начали, вопрос (ответ в конце): может ли человек не заниматься никакой деятельностью?

Поздравляю с успешным освоением новой темы! Хочешь лучше разбираться в разделе "Человек и общество"? Мы собрали все термины из него в единый бесплатный файл (тыкай и забирай термины в лс ВКонтакте).

Термин «Деятельность»

Деятельность — это специфическая для человека сознательная форма активности, направленная на преобразование окружающей действительности и собственного «я».

Свойства деятельности

В обществознании ты можешь встретить такие слова как «признаки», «особенности», «характеристики» и «свойства». Чаще всего, это одно и то же. Когда нас спрашивают про свойства, значит, мы должны рассказать, чем деятельность отличается от всего остального, что есть только в деятельности, чего нет в других являниях/процессах.
  • Сознательный характер — человек совершая то или иное действие, понимает, зачем и почему он это делает, чего он хочет добиться
  • Целенаправленный характер — в деятельности человека присутсвует цель (неважно, какая)
  • Преобразовательный характер — совершая какую-либо деятельность, мы меняем пространство и мир вокруг себя

Структура деятельности

Каждая деятельность имеет структуру. Например, в мультфильме “Зверополис” Джуди Хоппс (зайка) хочет работать в полиции, хотя в Зверополисе не принято, чтобы маленькие животные стояли на страже порядка. Первым элементом структуры деятельности будет субъект. Субъектом в примере является Джуди, значит, субъект — это тот, кто осуществляет какую-либо деятельность. Все действия субъекта направлены на объект. В примере с Джуди объектом выступает получение дипломы или работы. У субъекта имеется определённая цель, то есть представление о конечном результате. Цель Джуди: стать полицейским. Чтобы достичь цели нужны средства: любые приёмы, инструменты, орудия, методы и прочее. В примере Джуди заканчивает академию полицейских и получает диплом с отличием. И хотя в академии ей приходится очень трудно, потому что даже преподаватели в неё не верят, у Джуди есть мотив, то есть то, что подвигает к действию и заставляет идти к цели. В конце Джуди получает тот результат, к которому стремилась, то есть становится полицейским. Из этого и складывается структура деятельности: субъект, который совершает деятельность, цель, к которой субъект стремится, в чём ему помогают средства и мотив двигаться, где конечной точкой будет результат.

Виды (формы) деятельности

Существуют много видов деятельности. На ЕГЭ чаще всего спрашивают про: труд, игру, учение и общение.

Игра как форма деятельности

Игра — это форма деятельности, направленная на получение удовольствие от процесса

Этот вид деятельности преобладает в дошкольном возрасте. Игра имеет ряд характеристик:

  • Используются «замещающие» предметы (кукла — ребенок, палка — меч и пр)
  • Действия происходят в воображаемой обстановке
  • Игра является важным атрибутом социализации, так как часто она связана с воспроизводством детьми действий взрослых
-2

Учение как форма деятельности

Учение — это форма деятельности, направленная на получение знаний и навыков

Оно может организованным (в рамках специальных организаций) и неорганизованным (в качестве самообразования).

Труд как форма деятельности

Труд — это форма деятельности, направленная на получение практически полезного результата.

Рассмотрим основные особенности трудовой деятельности:

  • Требуются определённые навыки
  • Развиваются интеллектуальные и личностные качества (hard и soft skills)
  • Результат ориентирован на практику

Выделим основные виды труда: умственный и физический, сложный и простой

В современном мире труд стал приобретать определенные характеристики, которые образовались под влиянием НТР и развитием общественных отношений. В первую очередь, сейчас преобладает умственный труд, то есть наблюдается дефицит на рынке физического труда. Это связано с более доступным образованием. Более того, труд стал более гуманным: запрет на детский труд, ограничение по рабочему времени, отпуск, социальная поддержка. Это объясняется увеличением прав и свобод человека, развитием правового государства. Наконец, сейчас реализуются равные права мужчин и женщин. Сокращается список профессий, запрещенных для женщин, политика в ценообразовании на рынке труда становится меньше зависима от гендера (если сравнивать с периодом в 100-200 лет назад).

Следует заметить, что ни одна из форм деятельности не ограничивается ОДНИМ возрастным периодом. Ранее мы упоминали, где она встречается чаще остальных.

Общение как форма деятельности

Общение — это форма деятельности, в ходе которой происходит обмен информаций, эмоциями.

Выделяют несколько классификаций общения:

-3

Другие формы деятельности

-4

Поздравляю с успешным освоением новой темы! Хочешь лучше разбираться в разделе "Человек и общество"? Мы собрали все термины из него в единый бесплатный файл (тыкай и забирай термины в лс ВКонтакте).

Получить тест по теме в ЛС →

Примерное время выполнения: 15 минут.

Полноценный тест с автоматической проверкой. Мы используем сервис «РЕШУ ЕГЭ» как самый удобный в коммуникации между учителем и учеником. На сервисе возможна авторизация через ВК.