Найти в Дзене
ВТБ Страна

Архитектура русского узорочья: в поисках кокошников и изразцов

Оглавление

Уникальное русское узорочье заметно отличается от всего, что было
в архитектуре раньше. Сложные, намеренно «неправильные» ритмы объемов, горы кокошников, обилие декора, изразцы и наличники —
на такое можно смотреть бесконечно. Познакомимся с этим стилем
и выясним, в каких российских городах его можно найти.

Вязьма: Одигитриевская церковь

Иоанно-Предтеченский монастырь. Церковь Одигитрии © Shesmax, CC BY-SA 4.0, Wikimedia Commons
Иоанно-Предтеченский монастырь. Церковь Одигитрии © Shesmax, CC BY-SA 4.0, Wikimedia Commons

Ярко декорированные храмы узорочья пришли в Россию к середине 17 века: государство избавилось от большинства внешних угроз — самое время восстанавливать города. Ранним памятником этой эпохи стала Одигитриевская церковь в Вязьме.

Это одна из немногих сохранившихся трехшатровых церквей. По Никоновской церковной реформе 1650-х годов шатровые храмы строить запретили, а уже возведенные — уничтожались. Здесь все три шатра плотно прижаты друг к другу — они еле умещаются на церкви.

Иоанно-Предтеченский монастырь. Церковь Одигитрии. Кокошники © Shesmax, CC BY-SA 4.0, Wikimedia Commons
Иоанно-Предтеченский монастырь. Церковь Одигитрии. Кокошники © Shesmax, CC BY-SA 4.0, Wikimedia Commons

Церковь соединила в себе элементы ушедшей шатровой архитектуры
и нового узорочья. Поэтому три яруса кокошников образуют пирамиду, которая становится основанием для прекрасных шатровых глав. В самой высокой точке кокошники совсем маленькие, ювелирные. Такое сочетание архитектурных стилей делает церковь простой и роскошной одновременно.

Москва: храм Николая Чудотворца на Берсеневке

Храм Николая Чудотворца на Берсеневке © Sergey Ashmarin, CC BY-SA 3.0, Wikimedia Commons
Храм Николая Чудотворца на Берсеневке © Sergey Ashmarin, CC BY-SA 3.0, Wikimedia Commons

Гуляя по окрестностям московского храма Христа Спасителя, можно встретить небольшой храм Николая Чудотворца на Берсеневке. В 1650-е годы его построил купец и государственный деятель Аверкий Кириллов.

Декоративность храма выходит на экстремальный уровень. Перед пятиглавием — гора кокошников, внутри каждого из них — арки. Вход оформлен в виде массивного крыльца на толстых кубышчатых колоннах.

По остаткам краски мастера смогли восстановить изначальный вид храма. Обычно все церкви узорочья были цветными: сложный образ состоял из множества деталей, которые аккуратно выделялись разными цветами — желтым, зеленым, голубым. Но сегодня такие храмы чаще всего просто белят. Так что храм Николая Чудотворца — ценный пример, который показывает, как выглядела архитектура 17 века.

Москва: храм Покрова Богородицы в Измайлове

Собор Покрова Пресвятой Богородицы © Екатерина Борисова, CC BY-SA 4.0, Wikimedia Commons
Собор Покрова Пресвятой Богородицы © Екатерина Борисова, CC BY-SA 4.0, Wikimedia Commons

Узорочье — стиль небольших купеческих соборов, и его почти не использовали в крупных формах. Редким исключением стал храм Покрова Богородицы в Измайлове. Он принципиально отличается от подобных построек 17 века.

Это пятиглавый собор с симметричным силуэтом. Даже в крупной форме узорочье удалось благодаря изразцам, заполненным керамикой, симметричному крыльцу, сильно украшенным наличникам. Изначально собор стоял сам по себе. Сейчас он закрыт с разных сторон более поздними постройками.

Великий Новгород: Николо-Вяжищский монастырь

Из Москвы узорочье распространилось в регионы, где развивались торговля и ремесла, — в Великий Новгород, Вологду, Нижний Новгород. Большой комплекс женского Николо-Вяжищского монастыря — пример такого узорочья в Новгородской области.

Архитектура храма сочетает сложное московское узорочье и некоторые новгородские традиции. Например, большой Никольский собор более суровый, в древнем новгородском духе. На фасаде простые лопатки, сдержанный декор на барабанах. Только наличники выдают, что перед нами 17 век.

А вот в колокольне и трапезной узорочье развернулось по полной: сложные керамические обрамления окон, наличники, галереи-переходы и крыльца с шатрами. В трапезной невероятные изразцы: единороги, львы, кресты, цветы, иногда даже целые сценки.

Ярославль: церковь Иоанна Предтечи в Толчкове

Церковь Иоанна Предтечи в Толчкове © Ludvig14, CC BY-SA 4.0, Wikimedia Commons
Церковь Иоанна Предтечи в Толчкове © Ludvig14, CC BY-SA 4.0, Wikimedia Commons

К 17 веку Ярославль стал богатым торговым городом. Через него по Волге проходил торговый путь к Белому морю, а там уже велась торговля со всей Европой. Благодаря этому город активно застраивали, и здесь тоже появлялись храмы в стиле узорочья.

Церковь Иоанна Предтечи в Толчкове — пример поздней ярославской архитектуры. Некоторые называют ее кульминацией узорочья. Это единственная в России пятнадцатиглавая церковь с дробным и многослойным декором. При строительстве использовали более 40 типов фигурного кирпича разных форм. Поверх кирпича фасад частично раскрашен, здесь много керамики и цветных изразцов.

На восточном фасаде мелкие колонны заполняют всю стену. Внутри — невероятно красивые расписанные порталы. Здесь узорочье в его высшем проявлении. Неслучайно храм попал на оборотную сторону тысячерублевой банкноты.

Узорочье — уникальный архитектурный стиль. Его легко узнать по кокошникам, сложным шатровым силуэтам и цветным изразцам. Но чтобы отыскать такие ажурные постройки, нужно постараться. Наша подборка вам точно поможет! Еще больше историй о культуре и искусстве читайте на сайте проекта «ВТБ — России».