Найти тему
О нас и вокруг нас

Путеводитель по классике: «Декамерон» Боккаччо, шедевр чумы и стойкости

Оглавление

В год от Рождества Христова, 1348, во Флоренции, лучшем городе во всей Италии, случилась ужаснейшая чума...

Джованни Боккаччо представляет свой известный сборник новелл «Декамерон» со ссылкой на самый ужасающий экзистенциальный кризис своего времени: разрушительные последствия бубонной чумы во время вспышки 1348 года, известной как Черная смерть.

Книга Боккаччо, написанная между 1348 и 1353 годами, была признана образцом народной литературной прозы и комментарием к «чуме», охватившей Европу в том году.

Классика средневековой литературы о чуме, она по сей день цитируется врачами и эпидемиологами за яркое описание болезни, которая держала город в осаде.

-2

Во введении к своей книге Боккаччо подсчитал, что более 100 000 человек — более половины жителей города — погибли в стенах Флоренции в период с марта 1348 года по июль следующего года.

Он живо описывает физические, социальные и психологические страдания, пишет о людях, умирающих на улице, гниющих трупах, чумных фурункулах, опухших железах, известных как «бубоны» — одни размером с яйцо, другие размером с яблоко — синяки и чернеющая кожа, которые предвещало смерть.

За введением Боккаччо следуют десять разделов, содержащих короткие рассказы. Каждый из десяти рассказчиков книги рассказывает историю в день в течение десяти дней. Произведенное из греческого языка слово «декамерон» означает «десять дней» и является аллюзией на «Гексамерон» святого Амвросия , поэтическое изложение истории сотворения мира, Книги Бытия, рассказанной в течение шести дней.

«Декамерон» — это рассказ об обновлении и отдыхе вопреки разрушительной пандемии. Боккаччо приписывает причину этой ужасной чумы либо пагубным небесным влияниям, либо божественному наказанию за беззакония флорентийского общества.

-3

Социальное дистанцирование и ароматные накладки на нос

В отличие от чумы 1340 года, унесшей жизни около 15 000 флорентийцев, чума 1348 года, по словам Боккаччо, была гораздо более заразной и распространялась с большей силой и скоростью.

По его мнению, было необычно то, что болезнь не просто передавалась от человека к человеку, но и переходила из одного вида в другой. Он видел, как две свиньи умерли в считанные секунды после укуса инфицированной одежды на улице.

Флорентийские власти вывезли из города бытовые отходы и загрязняющие вещества, пытаясь искоренить смертельную чуму, и запретили въезд зараженным людям.

Они выступили с публичными призывами и посоветовали жителям меры, которые минимизируют риск заражения, такие как социальное дистанцирование и усиление личной гигиены.

Боккаччо в том же введении нацеливается на тех, кто бежал от больных, чтобы защитить свое здоровье, и тем самым ухудшил социальную ткань.

Экстремальные интерпретации социального дистанцирования привели к тому, что люди избегали соседей и членов своих расширенных и ближайших семей. В некоторых случаях, пишет он, родители даже бросали своих детей.

В то время как некоторые принимали консервативные меры — изолировались в помещении в небольшом количестве, умеренно ели и пили и закрывались от контактов с внешним миром — другие, пишет он, свободно бродили, удовлетворяя свои чувства и удовлетворяя свои желания в еде, развлечениях и сексе: …удовлетворяя каждое их стремление, смеясь и насмехаясь над каждым скорбным происшествием; и так поклялись они день и ночь проводить, ибо будут ходить то в один трактир, то в другой, живя без всякого правила и меры…

Другие по-прежнему потребляли только то, что требовалось их организму, и исключали контакт с зараженными. Но они бродили, где хотели, неся с собой букеты ароматных цветов, трав или специй или надевали их на нос, чтобы отогнать заразу и неприятный запах смерти.

-4

Неблагоприятный рассказ Боккаччо, оплакивающий моральную деградацию и огромные человеческие страдания, прерывается лучом света в виде семи молодых дворянок и трех молодых джентльменов, которые появляются в церкви Санта-Мария-Новелла во вторник утром.

Они становятся рассказчиками «Декамерона». Собранные в бригаду ( brigata ), они проявляют вежливость, благородство, силу и верность долгу.

Боккаччо представляет их как благопристойных и безупречных, каждый из которых заботился о своих близких, находясь в пределах городских стен. Каждому он дает имя, соответствующее их личным качествам, выбирая прозвища из своих и других литературных произведений. Это: Пампинея, Филомена, Нейфиле, Филострато, Фьямметта, Элисса, Дионео, Лауретта, Эмилия и Панфило.

Убежище через историю

По предложению старшей дворянки Пампинеи бригаты покидают страшную заразу и свой опустошенный, охваченный чумой город, чтобы укрыться в сельской вилле на близлежащих холмах.

Они не бросают других, уверяет она группу, поскольку их родственники либо погибли, либо сбежали. Десять проводят время, участвуя в банкетах, играя в игры, танцуя, поя и рассказывая истории.

Каждый член группы рассказывает одну историю каждый день в течение следующих десяти дней под наблюдением избранного короля или королевы на этот день. Завершается мероприятие пением и танцем.

За эти десять дней бригата рассказывает 100 историй. В них они называют реальных людей — исторических, современников и близких современников, — которые были бы узнаваемы читателями «Декамерона» еще при жизни Боккаччо.

Это придает подобие реальности историям, рассказываемым внутри воображаемой сцены. Истории отражают рассказы Боккаччо о моральном разложении Флоренции того времени. Коррупция и разврат процветают.

-5

Как же тогда игры бригаты приносят обновление и отдых?

«Декамерон» помещает пороки в художественную литературу и служит руководством по сохранению разума во время физической изоляции. Убегая из пострадавшего города, чтобы жить простой жизнью в общинной изоляции, бригаты развлекают друг друга и, следуя дисциплинированным, структурированным ритуалам, восстанавливают некоторую предсказуемость и уверенность, которые, по словам Боккаччо, были утрачены.

Современные резонансы

«Декамерон» был первым шедевром прозы, написанным на тосканском народном языке, что сделало его более доступным для читателей, не умеющих читать по-латыни. Впервые она была распространена в виде рукописи в 1370-х годах, а в течение следующих двух столетий было напечатано почти 200 экземпляров.

Работа была осуждена в 1564 году Тридентским собором, а в 1573 году была выпущена «исправленная» версия, исключающая все упоминания о священнослужителях, монастырях и церквях.

Вступление Боккаччо к «Декамерону» представляет собой рассказ-рамку — повествование, обрамляющее другой рассказ или сборник рассказов.

Эта форма стала популярной литературной моделью для обволакивания сборников рассказов, сочетающих устное повествование и литературу. Вариации и заимствования можно увидеть в «Кентерберийских рассказах» Чосера и в «Все хорошо, что хорошо кончается» Шекспира.

Самая известная экранизация «Декамерона» — первый из трех шедевров «Трилогии жизни» Пьера Паоло Пазолини 1971 года . Демонстрируя десять из 100 рассказов «Декамерона», он остается одним из самых популярных фильмов в Италии.