Найти тему

ТРИНАДЦАТЫЙ ДРАКОН (часть 2)

...В психологии есть такие понятия как "истинные" и "инструментальные" черты характера. "Истинные" черты - это, собственно то, что человек представляет собой на самом деле, без притворства. Такие черты - черты врожденные, не приобретаемые с воспитанием и жизненным опытом. Тогда как "инструментальные" черты - это черты приспособленческие, которые позволяют индивиду выдавать себя за того, кем он на самом деле не является. Это своего рода мимикрия, такая себе "маска", ширма, позволяющие каждому из нас прятать своё истинное лицо, казаться лучше (или хуже), чем мы есть на самом деле.

Психологи в своих лекциях любят в качестве примера ссылаться на случай, описанный в книге замечательного советского психолога Блюмы Зейгарник "Теория личности..." Фабула истории проста: в небольшом учреждении служил некий доктор. Который всегда отличался ответственным и добросовестным отношением к выполнению своих служебных обязанностей, а еще безупречностью в соблюдении порядка на рабочем месте, аккуратностью в работе с клиентами и документами. И вот однажды, уходя с работы последним, он не закрыл дверь и офис ограбили. Унесли ценные вещи, важные бумаги... Ущерб был огромным. Все только охали, ахали, удивлялись, как этот аккуратист мог допустить такой промах... Когда же дело дошло до официального расследования и руководство внимательнее пригляделось к этому во всех отношениях будто бы хорошему работнику, открылась неожиданная правда. Кадр оказался не таким ценным и надёжным, как представлялся. Всё дело было в том, что добросовестность и аккуратность доктор проявлял только в моменты, когда речь шла о его СОБСТВЕННЫХ(!) интересах и никогда больше. Он, этот интеллигент, оказался не просто эгоистом, а самым настоящим эгоцентристом(!), который, как оказывается, и дверь-то в офис не закрыл вовсе не потому, что забыл, а потому что пожалел минутку собственного времени, проигнорировав таким образом подобную надобность. Дескать, ну, ограбят, ну, унесут ценности... Но ни его же лично(!) ограбят, ни его(!) имущество унесут... Так зачем и напрягаться?..

В связи с этим ученые делают вывод, что судить об истинной сути человека, о том, каков он "настоящий" нельзя даже по его поступкам. Но поступкам, оговариваются они, только в обычной жизни. Истинная сущность человека всегда проявляется исключительно в кризисных или нестандартных ситуациях. Или поступках импульсивных, тех, которые "не от ума", но "от сердца". И на этот счёт в той же "Теории личности..." приводится другой пример. ...Люди отмечали какой-то праздник. Однако его организаторы несколько ошиблись в количестве угощения для участников, и когда его не хватило для всех, обратились за помощью к местному фермеру. Тот, будучи не самым богатым, не раздумывал и секунды: тут же достал из кармана портмане, выбрал и отдал самую крупную в нём купюру, на которую можно было купить много больше угощения, чем требовалось. Почему он так поступил? - спрашивает наука. Да потому что был истинно, а не притворно добрым и щедрым. Вот в чём суть.

С подобным положением вещей люди, к несчастью, сталкиваются постоянно. Почему к несчастью? Да потому что "фермеров" среди нас, увы, меньшинство, а "докторов", как показывает жизнь, - большинство. И это не злая метафора.

...В одной из случившихся однажды авиакатастроф погибло очень много людей. Когда стали разбираться с причинами, то обнаружилась ужасающая вещь. Оказывается, количество жертв было обусловлено отнюдь не самой фабулой катастрофы, а пресловутым человеческим фактором... Когда лайнер потерпел крушение и стал гореть, экипаж не растерялся, немедленно организовал грамотную эвакуацию пассажиров. И, в принципе, подавляющее большинство из них, а, может быть и все, спаслись бы, если бы... Если бы не истинная подноготная отдельных образчиков. Вместо того, чтобы немедленно покинуть гибнущий самолёт, они стали спасать... свои вещи. Ну а поскольку салон был сильно задымлен, найти свою дорожную сумку или кейс было непросто. И они, эти "доктора", загораживая проход, стояли, рылись в ручной клади, на ощупь определяя свои шмотки... А дальше тащили их по проходу... Их рюкзаки, куртки, сумки цеплялись за поручни кресел, создавали очередные заторы, и хозяева опять, игнорируя крики и мольбы о спасении шедших сзади, останавливались, наклонялись к драгоценному своему шмотью, принимались освобождать его, тащили дальше... Шмотки спаслись. 40 человек (в том числе и дети) - нет. Они просто задохнулись...

...В период блокады власти решили эвакуировать из Ленинграда детей. Первую партию разместили на трёх больших баржах, отправили через Ладогу. И тут на них налетели немецкие штурмовики, стали расстреливать, что называется в упор... Баржи с детишками затонули. А дальше в море вышла еще одна баржа. Самая большая И тоже с детьми. В количестве полутора тысяч человек. И опять появился фашистский самолёт. Шансов, казалось, не было никаких...

...Дети даже не кричали. Они сидели на огромной палубе, тесно прижавшись друг к дружке, зажмурившись, подставив врагу свои маленькие спинки и головы... Фриц, не зная о характере перевозимого груза и стараясь разглядеть поближе, что находится на судне, спикировал на предельно малую высоту, прошелся почти над самыми головами беженцев... Увидев детей, он... не стал стрелять... Почему? Да потому что его истинная и самая характерная черта - человечность - оказалась много сильнее даже природного инстинкта самосохранения (за жалость к врагу, за отказ убивать, немецких солдат расстреливали на месте, отправляли в газовые камеры концлагерей...)

...В том же блокадном Ленинграде произошел другой случай. Муж с женой (оба врачи) убили своих детей и съели. Нет, нет!, дело было не в сумасшествии, когда люди, иногда доходя "до ручки", совершают несообразные с моралью поступки. Здесь всё обстояло с точностью до наоборот. Они, убивая малышей, находились в здравом рассудке и твёрдой памяти. А людоедством занимались в силу того простого обстоятельства, что истинной чертой их характеров являлся прагматизм. На допросе у следователя они только пожимали плечами, искренне не понимая сути предъявляемых им обвинений: дескать, ну, да, убили и съели родных детей; что, мол, в этом такого?! Что оставалось делать, когда война и голод на дворе?.. Надобно же было как-то спасаться и выживать... А потом, мол, когда война закончится и голод прекратится, они вновь родят... Ведь не звери же они, в самом деле, люди... К тому же молодые и замечательные. Мол, коллеги, соседи, друзья их уважают... А еще они, де, хорошие специалисты, принесшие много пользы обществу и стране (лечили, спасали больных, многих поставили на ноги, вернули трудоспособность...) А еще они законопослушные граждане, уважают законы, грабежами и разбоями, как другие, не занимаются, на чужое имущество не посягают. Даже теперь, в таких ужасных обстоятельствах, они не чужих детей убили, а своих собственных... Почувствуйте, мол, разницу..

...А еще в умирающем городе случилось... Впрочем...

Тема блокадного Ленинграда - тема особенная. И она заслуживает того, чтобы не говорить о ней походя, урывками. Тем более, что и к проблеме, поднятой в моей статьи, она имеет отнюдь не формальное отношение. А потому давайте это обсудим...

(Продолжение следует...)