В рабочих процессах неизбежно возникают противоречия и споры, а это может отрицательно сказаться на эффективности компании, или вовсе похоронить любое начинание. Дабы этого не случилось, конфликты желательно гасить ещё до их начала.
Описание профессии
Конфликт-менеджер — это специалист компании, который занимается предупреждением и разрешением конфликтов различного уровня между сотрудниками коллектива. Он по сути является посредником между работниками в спорных вопросах, присматривая за ситуацией со стороны.
Основная же задача конфликт-менеджера заключается в том, чтобы поддерживать хороший морально-психологический климат в коллективе и вовремя перенастраивать процессы взаимодействия, чтобы команда работала сплоченно и продуктивно.
Со стороны выглядит так, будто конфликт-менеджер — этакий надсмотрщик, но на самом деле его работа должна быть незаметна. Умение гасить конфликты в зародыше достаточно тонкое искусство, которое требует и немалого дипломатического таланта, и предупредительности.
В России конфликт-менеджмент пока не слишком распространен, но в западных компаниях такие специалисты работают в штате любых крупных компаний. У нас же чаще практикуют привлечение со стороны специалистов по тимбилдингу или конфликтологов.
Тем не менее, ситуация понемногу меняется, и по крайней мере некоторым элементам конфликт-менеджмента учат и HR-специалистов, и руководителей подразделений.
Конфликтолог и конфликт-менеджер: в чем разница?
На первый взгляд речь об абсолютно идентичных специальностях, но между ними есть существенные различия:
- Конфликт-менеджер занимается исключительно корпоративными конфликтами;
- Конфликтолог работает с семейными парами, коллективами любого уровня, друзьями и родственниками;
- Конфликтологи занимаются более научно-исследовательской, нежели прикладной работой, то есть изучают причины возникновения конфликтных ситуаций на различных уровнях и в разных сферах деятельности;
- Конфликт-менеджеры следуют конкретным методологическим подходам, разработанным для бизнес-среды.
Что делает конфликт-менеджер на рабочем месте
В целом, неважно — присутствует отдельный специалист в штате, или его функционал возложен на менеджер по персоналу, задачи у них плюс-минус похожи:
- Оценка психологического климата в коллективе, выявление противоречий;
- Изучение личных дел специалистов, психологическое тестирование при приеме на работу;
- Проработка стратегий и тактик разрешения конфликтов в типовых ситуациях;
- Выявление потенциально конфликтных точек при наблюдении за работой коллег;
- Поиск компромиссных решений при наличии какой-либо конфликтной ситуации;
- Разработка поведенческих программ для предотвращения похожих конфликтов в будущем;
- Работа над снижением коллективного стресса, помощь в психологической разрядке;
- Отчеты для руководства компании о морально-психологическом климате в коллективе;
- Тренинги и обучающие семинары по улучшению взаимодействия и повышению эффективности.
Конфликт-менеджера также могут привлекать со стороны. Это происходит, как правило, когда ситуация зашла уже слишком далеко и напрямую влияет на продуктивность работы, тормозит бизнес-процессы и наносит компании убытки.
В этом случае основная цель специалиста — разобраться в мотивах поведения каждого из участников конфликта, локализовать в сколь бы то ни было приемлемом варианте и тем самым минимизировать ущерб. Желательно при этом не доводить до увольнения или по крайней мере сохранить наиболее ценных работников в коллективе. Самое важное, сделать так, чтобы конфликтные ситуации не повторялись в дальнейшем и научить руководителей грамотно их купировать.
Важные качества и навыки
Если говорить о профессиональных навыках, то конфликт-менеджеру в первую очередь нужны:
- Управление коллективом;
- Основы делопроизводства;
- Ведение деловой переписки;
- Психолого-педагогическая подготовка.
Личностные качества важны в не меньшей степени:
- Эмпатия;
- Умение слушать и слышать;
- Дипломатичность;
- Настойчивость;
- Аналитические способности;
- Стрессоустойчивость.
Обучение на конфликт-менеджера
Образование, которое требуется такому специалисту, так или иначе связано с психологией, поэтому наиболее подходящая специальность — «Конфликтология». Возможно также базовое психолого-педагогическое образование с переподготовкой в области конфликтологии.
«Управление персоналом» также может подойти в качестве базовой специальности, однако, опять-таки потребуется дополнительное образование в сфере разрешения конфликтов.
Курсы конфликт-менеджеров с нуля обычно разрабатываются для руководителей компаний или структурных подразделений, а также для менеджеров по персоналу. Их достаточно много, в том числе и онлайн-обучение.
Зарплата конфликт-менеджера в 2022 году
Средняя зарплата конфликт-менеджеров соответствует заработку психологов: в частных компаниях она может достигать 120000 рублей в месяц (Москва), либо 80000 рублей в месяц (провинция).
Если специалист ведет частную практику и привлекается на временной основе, его гонорар обычно зависит от опыта и объема проделанной работы. Здесь конфликт-менеджер выставляет собственные расценки.
Плюсы и минусы профессии конфликт-менеджера
Плюсы:
- Перспективность;
- Интересная работа;
- Высокая зарплата при наличии опыта;
- Возможность работать на себя.
Минусы:
- Малая востребованность;
- Ответственность;
- Требуется стрессоустойчивость.
Больше статей на сайте https://kedu.ru/press-center/profgid/