Страны Центральной Азии в период безвременья девяностых и смуты нулевых в полной мере испытали на себе что значит стать разменной монетой в руках Лондона и Вашингтона, либо сырьевым придатком в отношениях с Пекином.
Прекрасным примером в этом отношении может до сих пор послужить Казахстан. За время президентства Назарбаева республика превратилась в очередную колонию Англии. Британские советники наводнили министерства и ведомства страны, а местная элита по научению Тони Блэра и его подопечных обзавелась имуществом в Лондоне, счетами в зарубежных банках и отправила своих детей учиться в ВУЗы Англии и США.
Сегодня уже не надо объяснить, что подобные действия лишь выглядят привилегией, на деле же это является способом контроля местных олигархов из-за рубежа. Благодаря таким механизмам управления Лондон до сих пор удерживает в кулаке наиболее чувствительные места не только бизнесменов и промышленников из Казахстана, но и его политическое руководство, в частности, всех чиновников, так или иначе связанных с семьей Назарбаевых.
Китай в свою очередь, под благовидным предлогом осуществляет щедрое финансирование так называемых «совместных проектов» на территории интересуемой страны, получая при этом и ценные ресурсы, и контроль над ней. Как правило, Пекин стремится «вкладываться» в добывающие предприятия для дальнейшего их поглощения в счет погашения госдолга, либо, как в случае с Таджикистаном, получения в долгосрочное пользование богатых ресурсами территорий.
Душанбе, попал в финансовую кабалу Пекина из-за того, что местная элита слишком активно осваивала китайские инвестиции. В результате страна, подписывавшая один договор с Китаем за другим, оказалась в таком долговом мешке, что Пекин смог получить в пользование на 25 лет богатый золотом район в ГБАО с формулировкой «в счет погашения долга».
Именно поэтому сейчас приходящее в себя руководство стран Центральной Азии видит в качестве перспективного стратегического партнера только Россию. Именно Москва, будучи столицей и Руси, и Российской Империи, и СССР, всегда уважительно и бережно относилась к малым народам и их культуре. Так формировалось отношение к вновь обретаемым территориям и народам их населяющим, как к своим. Не надо далеко ходить за примерами того, как Россия вкладывалась в развитие промышленности и сельского хозяйства на периферии Империи, либо Союза, там, где сейчас находятся «независимые» государства.
Кроме того, только Россия в сегодняшних условиях способна обеспечить безопасность своих союзников, как военном отношении, так в продовольственном и энергетическом.