Экранизация «Смерти на Ниле» Кеннета Бранна напоминает нам, что произведения Агаты Кристи касаются не только английских деревень. Кристи также опиралась на свои путешествия по Ближнему Востоку со своим мужем, археологом Максом Маллоуэном. Хотя большая часть ее опыта была в Ираке и Сирии, Кристи был особенно очарован Египтом.
Фильм был выпущен с небольшой помпой после того, как возникли серьезные обвинения в отношении одного из главных актеров, Арми Хаммера. Это последняя версия после спектакля 1944 года, фильма с участием всех звезд 1978 года и телеадаптации в рамках сериала «Пуаро Агаты Кристи» 2004 года.
В 1937 году, когда она написала «Смерть на Ниле», Кристи также написала пьесу «Эхнатон» о фараоне, который пытался заменить религиозную систему Египта, состоящую из множества богов, поклонением одному солнечному божеству. Пьеса Кристи не публиковалась до 1973 года, и ей больше нравилась «Смерть на Ниле» , которую она считала «одной из лучших из [ее] «заграничных путешествий»».
С оценкой Кристи трудно не согласиться. «Смерть на Ниле» играет с ожиданиями читателя детективной литературы, проделывает дерзкий трюк с восприятием и позволяет Кристи задуматься о природе знаменитости, в том числе и о ней самой.
Переделка детектива
На первый взгляд, роман опирается на устоявшуюся структуру Кристи, знакомую по другим рассказам, таким как «Убийство в Восточном экспрессе». Убийство происходит в экзотическом месте на круизном лайнере «Карнак» с узким кругом подозреваемых. Несмотря на это, это бросает вызов любой простой характеристике Кристи как шаблонной.
В то время как большинство детективов инсценируют свои убийства в первых нескольких главах, Кристи заставляет читателей ждать почти до середины романа смерти светской львицы Линнет Дойл. Это позволяет Кристи развить треугольный роман между Линнет, ее новым мужем Саймоном Дойлом и бывшей невестой Саймона Джеки де Бельфорт. Это также повышает напряжение — читатели могут догадаться, что жертвой станет Линнет, но когда?
Точно так же, в то время как многие межвоенные детективные романы заканчивались обещанием брака, «Смерть на Ниле» начинается с помолвки между Жаклин и Саймоном. Затем, в следующей главе, мы узнаем, что Саймон вместо этого неожиданно женился на подруге Жаклин Линнет. Супружеская пара садится на «Карнак», пытаясь избежать встречи с Жаклин, и именно здесь история романтики и отвергнутой любви становится загадкой убийства.
И самый изобретательный поворот (который я не буду раскрывать здесь) заставляет читателей задаться вопросом о самых основных последовательностях причин и следствий: действительно ли одно действие приводит к тому, что кажется его непосредственным результатом? В отличие от других детективов, решения которых основаны на деталях алиби или скрытых мотивах, великолепие романа Кристи заключается в том, что он заставляет нас сомневаться в том, что мы видели сами, что особенно хорошо подходит для экранизации. Поворот Кристи основан на том же принципе, что и само кино: иллюзия того, что быстрая серия статичных изображений движется плавно, и зрители не замечают никаких пробелов.
Культура знаменитостей
Но в романе делается упор на другой вид видения. Главной темой «Смерти на Ниле» и тем, что делает ее столь подходящей для такой звездной экранизации, является знаменитость.
На первой странице изображена Линнет, которую узнают на улице двое мужчин. Но известность Линнет исходит исключительно от унаследованного ею богатства — она является предшественницей современной знаменитости, известной своей известностью.
Вторая глава также начинается с еще одной сцены узнавания знаменитости – «Это Эркюль Пуаро, сыщик», – взволнованно говорит другой персонаж. Но слава Пуаро заслужена; он известен своими способностями к обнаружению, а не унаследованным состоянием.
Роман даже пародирует литературную знаменитость. Еще одна пассажирка «Карнака» — Саломея Оттерборн, писательница любовных романов (в фильме Брана — джазовая певица). При встрече с Пуаро Оттерборн жалуется, что откровенный реализм ее романов делает их слишком противоречивыми и что ее (в современном понимании) «отменили» чопорные библиотекари: Крепкое мясо — вот что такое мои книги — все важно. Библиотеки под запретом – неважно! Я говорю правду. Секс - ах! Месье Пуаро – почему все так боятся секса? Стержень вселенной! Вы читали мои книги?
Конечно, Пуаро нет, говоря, что у него мало времени на чтение художественной литературы. По-видимому, тогда Пуаро не стал бы читать саму Кристи. На протяжении всего романа он комментирует отсутствие реализма в детективной литературе.
Но эта сцена также является ответом критикам Christie's. В рецензии The Observer на ее роман 1936 года «Карты на столе» несколько уклончиво отмечается, что в нем есть «качества юмора, композиции и тонкости, которые, как мы думали, недоступны автору «Таинственного дела в Стайлз». Критики ожидали от Кристи сюжета, но стиль и тонкость явно стали неожиданностью.
В «Смерти на Ниле», опубликованной в следующем году, Кристи еще больше продвигает свой стиль. По сравнению с ее более ранними романами, «Смерть на Ниле» экспериментирует с разными тонами голоса и стилями.
Заманчиво увидеть Оттерборн в роли Кристи, пародирующей себя. Однако Кристи подразумевает, что халтурные романы Оттерборна не являются жертвой межвоенной «культуры отмены», а просто непопулярны среди современных читателей — в отличие от Кристи.
Если центральным вопросом «Смерти на Ниле» является сила незаслуженной славы, то концовка романа подчеркивает хрупкость такой славы. Последний абзац возвращается к мужчинам, которые сплетничали о Линнет в начале и только что узнали о ее убийстве. Но «через некоторое время они перестали говорить о ней и вместо этого обсуждали, кто выиграет Гранд Нэшнл».
Изоляция круизного лайнера означает, что мир узнает о смерти Линнет только после того, как Пуаро раскроет дело — это уже старые новости. «Смерть» Смерти на Ниле относится не только к буквальному убийству, но и к смерти знаменитости, о которой больше не говорят. Для Кристи известность нужно заслужить мастерством, и она обеспечивает себе славу благодаря изобретательности своего сюжета в этом романе.