Язык Шекспира широко считается вершиной английского языка. Но этот статус подкрепляется многочисленными мифами — представлениями о языке, которые отошли от реальности (или того, что даже правдоподобно). Эти мифы загоняют нас в кроличьи норы и заставляют упускать из виду то, что действительно впечатляет в Шекспире — то, что он делал своими словами.
Проект «Энциклопедия языка Шекспира» в Ланкастерском университете, использующий крупномасштабный компьютерный анализ, трансформирует то, что мы знаем о языке Шекспира. Здесь, включив некоторые из его выводов, мы возвращаемся к пяти вещам, которые вы, вероятно, думали, что знаете о Шекспире, но на самом деле это неправда.
1. Шекспир придумал огромное количество слов
Что ж, он это сделал, но не так много, как думают люди — даже авторитетные источники предполагают более 1000 человек. Shakespeare Birthplace Trust оценивает его в 1700, но следует осторожно добавить, что это число относится к словам, самое раннее появление которых относится к произведениям Шекспира.
Слово «хобнейл» впервые появляется в тексте, приписываемом Шекспиру, но трудно представить, что оно возникло в результате творческого поэтического акта. Скорее всего, это было в разговорном языке того времени, и Шекспир использовал его в самых ранних записях. Оценки того, сколько слов предположительно придумал Шекспир, обычно не проводят различия между тем, что было придумано им творчески, и тем, что было впервые записано в приписываемом ему письменном документе.
Даже если вы не делаете этого различия и включаете все слова, которые появляются первыми в произведении, приписываемом Шекспиру, будь то придуманное или записанное, числа сильно завышены. Работая с академиками литературы и лингвистики Джонатаном Хоупом и Сэмом Холландсом, мы использовали компьютеры для поиска миллионов слов в текстах, предшествующих Шекспиру. С помощью этого метода мы обнаружили, что только около 500 слов впервые появляются у Шекспира.
Конечно, 500 все еще огромно, и большинство писателей не придумывают новое слово и не производят первую запись.
2. Шекспир — это английский язык.
Миф о том, что Шекспир придумал множество слов, отчасти подпитывает миф о том, что язык Шекспира составляет четверть, половину или даже все слова современного английского языка.
Количество различных слов в текстах Шекспира составляет около 21 000 слов. Некоторые из этих слов повторяются, поэтому общее количество слов в произведениях, приписываемых Шекспиру, составляет около миллиона. (Для иллюстрации предыдущее предложение содержит в общей сложности 26 слов, но слова «of», «words» и «to» повторяются, поэтому количество различных слов равно 22). Оксфордский словарь английского языка содержит около 600 000 различных слов, но многие из них являются малопонятными техническими терминами. Итак, давайте округлим до 500 000.
Даже если бы каждое слово в Шекспире было придумано им (что, конечно, не так, как отмечалось выше), это все равно составляло бы только 4,2% современного английского языка. Таким образом, Шекспир мог внести лишь очень небольшую долю, хотя вполне возможно, что и больше, чем большинство писателей.
3. У Шекспира был огромный словарный запас
Как ни смешно, популярные утверждения об огромном словарном запасе Шекспира, по-видимому, обусловлены тем фактом, что его произведения в целом содержат большое количество различных слов (как отмечалось выше, около 21 000). Но чем больше вы пишете, тем больше у вас возможностей использовать больше разных слов. Это означает, что Шекспир, скорее всего, одержит верх над любыми предположениями о размере словарного запаса просто потому, что у него исключительно большой объем сохранившихся произведений.
Несколько исследователей использовали другие методы, чтобы сделать более точные предположения (это всегда предположения, поскольку вы не можете сосчитать слова в чьей-то голове). Например, Хью Крейг, шекспировед, впервые применивший компьютеры для анализа языка в литературе, изучил среднее количество различных слов, используемых в образцах произведений одинаковой длины. Он обнаружил, что по сравнению с его современниками средняя частота появления разных слов в творчестве Шекспира явно… средняя.
4. Шекспир имеет универсальное значение
Конечно, некоторые темы или аспекты человеческого существования универсальны, но давайте не будем увлекаться и говорить, что его язык универсален. Мантра историка-лингвиста состоит в том, что все языки меняются, и Шекспир не исключение.
Изменения могут быть незаметными, и их легко не заметить. Возьмите слово «время» — ведь универсальное слово, обозначающее универсальное понятие? Ну нет.
Для каждого слова Шекспира мы использовали компьютеры, чтобы идентифицировать другие слова, с которыми они связаны, и эти ассоциации раскрывают значения слов.
«Время», например, часто встречается с «днем» или «ночью» (например, у Гамлета: «Что ты такое, что узурпирует это время ночи»). Это отражает понимание времени в раннем современном мире (приблизительно 1450-1750 гг.), которое было более тесно связано с циклами луны и солнца и, следовательно, с более широкими силами космоса.
Напротив, сегодня связанные слова, такие как «отходы», «потребление» и «трата», предполагают, что время чаще рассматривается как ценный ресурс, находящийся под контролем человека.
5. Шекспир плохо знал латынь
Приведенные выше мифы являются популярными мифами, распространяемыми как учеными, так и не учеными (именно поэтому их легко найти в Интернете). Мифы могут быть более ограниченными.
В некоторых театральных кругах возникло мнение, что Шекспир плохо знал латынь. Действительно, современный драматург Бен Джонсон классно написал, что у Шекспира была «небольшая латынь и меньше греческого». У Шекспира не было университетского образования. Получившие университетское образование, ревнивые, высокомерные драматурги, возможно, стремились сбить его с толку.
Работая со специалистом по латыни Катериной Гуардаманьей, мы обнаружили, что Шекспир использовал 245 различных латинских слов, тогда как в соответствующем наборе пьес других драматургов их было всего 28 — противоположное тому, что диктует миф.
То, что Шекспир использовал так много латыни, не имея университетского образования, делает его достижение еще более значительным.