1,3K подписчиков

Трасса Сибирь. Описание дороги от Иркутска до Новосибирска 2022г.

2,7K прочитали

В 2022 году мы проехали маршрутом от Владивостока до Санкт-Петербурга. Геоэкспедицию от Тихого океана до Атлантического назвали "От Петра до Петра". Описание всего маршрута от Владивостока до Санкт-Петербурга мы поделили на трассы. Большинство главных трасс России называются по водным объектам, в районе которых трассы и проложены. Наш маршрут "От Петра до Петра" проходил через трассы Уссури, Амур, Байкал, Енисей, Сибирь, Иртыш, Урал, Волга, Нева.

Трасса Сибирь как раз тот случай, когда дорога названа не по водному объекту. Сибирь это дорога от Иркутска через Красноярск, Кемерово (мы ехали через Томск) до Новосибирска. Нумерация километров идет в обратную сторону. Протяженность трассы почти две тысячи километров.

История.

Участок трассы от Иркутска до Канска вошел в историю, как часть Великого Чайного пути. Это аналог Шелкового пути, который шел южнее. Чайные обозы отправлялись из Ухани (теперь известной на весь мир), через современную Монголию до Кяхты и к Байкалу, и далее по нашей трассе.

До революции дорога, как дублер ТрансСиба от Москвы до Байкала, уже существовала. Считается, что последние участки дороги заасфальтировали в 2015 году. Позднее, чем на трассе Амур.

Трасса в основном двухполосная.
Трасса в основном двухполосная.

Современное состояние. Лето 2022 года.

Трасса Сибирь - это та дорога, которая соединяет Восточную Сибирь с Западной Сибирью. Границу между ними принято проводить по реке Енисей. Дорога пересекает Енисей под Красноярском, после чего (если ехать с востока на запад) перепадов высот становится меньше, дорога делается более спокойная и медленная.

Место, где трасса Сибирь вливается в трассу Сибирь.
Место, где трасса Сибирь вливается в трассу Сибирь.

На наш взгляд, трасса Сибирь - самая не справляющаяся со своей задачей трасса маршрута Владивосток-Санкт-Петербург. Дело в том, что трафик на трассе в летнее время - высокий. Очень высокий. По этой дороге едут значительно количество фур как из Владивостока, так и добавляющиеся фуры из Монголии (считайте второго пути из Китая). А в летний сезон к трафику присоединяются огромное количество туристов, едущих на Байкал. И это все не считая местных жителей, которые тоже не сидят дома. Для такого колоссального количества транспорта есть лишь одна дорога, и та по одной полосе в каждую сторону. На трассе Сибирь почти не встречаются полосы для опережения фур поднимающихся по склону. В результате образуются длинные колонны автомобилей за фурами. Средняя скорость потока 80 км/ч. Трафик очень напряженный в оба направления. Для обгона грузовиков практически не бывает окон во встречном потоке. (Ч)удаки, которые торопятся и любят обогнать пару машин, чтобы опять встрять в колонну часто врезаются либо во встречную машину, либо обратно в поток подрезая тех, кто едет в этом же потоке. Именно на трассе Сибирь мы видели самое большое количество аварий.

Лесовозы предупрежденные о стоящем впереди патруле. Ждут на обочине, когда проверяющие покинут трассу.
Лесовозы предупрежденные о стоящем впереди патруле. Ждут на обочине, когда проверяющие покинут трассу.

Местами трасса попросту стоит. Стоит в пробках из-за железной дороги. До сих пор сохранились места, где главная железная дорога России (ТрансСиб) и главная автомобильная дорога России пересекаются самым обыкновенным железнодорожным переездом. В пробке под Тулюшкой мы простояли три часа. Надо отдать должное что обочечников и подобных (ч)удаков здесь не было. Легковые машины стоят вместе с фурами в ожидании общей очереди на переезд.

Согласно новостям, осенью 2022 года строители открыли долгожданный обход поселков Тулюшка и Трактовая. По нашим данным на трассе Сибирь остался всего один железнодорожный переезд за поселком Шерагул. Если знаете еще - присылайте.

Есть четырехполосный участок от Иркутская до Ангарска, длина участка 60 километров. И еще небольшой такой же участок под Новосибирском.

Один из важнейших советов для путешественников в широтных направлениях: если вы едете с востока на запад (как мы) то обязательно планируйте время движения на первую половину дня. Если едете с запада на восток, то лучше отправляться в путь не раньше 10 часов утра. Как вы уже догадались, дело в солнце. В противном случае оно будет вас слепить. Посмотрите как выглядит дорога в семь вечера при движении от Иркутска к Красноярску:

Против такого солнца очки работают, но с ними не видно дорогу.
Против такого солнца очки работают, но с ними не видно дорогу.

Летом в Сибири мало облаков, надежды на облачность оставьте гадалкам. В нашем случае облачность была лишь в тех местах где мы планировали купаться. На Байкале и на озере Шира в Хакасии.

Северный транспортный коридор.

В разных источниках трассу Сибирь ведут по-разному. Чаще всего ее ведут через Кемерово. При чем через центр Кемерово. Поскольку дорога через город значительно короче, чем странная объездная города, все автомобилисты едут через город. Жители этому конечно не очень рады. Объездная дорога удобна для тех, кто едет на Алтай. Когда мы путешествовали в 2016 году на Байкал, то конечно выбрали дорогу через сам город. Думаем, что так поступают большинство туристов, едущих по этой трассе.

Настоящей объездной дороги для трассы Байкал у города Кемерово нет.
Настоящей объездной дороги для трассы Байкал у города Кемерово нет.

Но к Кемерово можно и не ехать. Если после Мариинска свернуть на север к Томску, то маршрут станет длиннее на 60 километров, а по времени согласно Яндексу, добавится всего 30 минут. Подъемов и спусков на пути к Томску значительно меньше. Дорога Уже, но и трафик заметно снижается. Крутых поворотов и спусков почти нет. Мы считаем, что этой трассой пользоваться значительно безопаснее. На некоторых картах участок от Мариинска до Томска называют Северный транспортный коридор.

Северный транспортный коридор - это великая мечта российских дорожников и путешественников. Это идея второй, параллельной, северной дороги условно от Архангельска до Чукотки. Существующие участки Северного транспортного коридора можно встретить в Коми и вот здесь. Именно с этим названием дорогу от Мариинска до Томска нам показал навигатор. Кстати, идее Северного Транспортного Коридора посвящен отдаленный тайник.
От Томска к Новосибирску трасса вновь называется Сибирь. И впадает в трассу Сибирь в районе Юрги. Вот такой топонимический казус.

Инфраструктура.

После трасс Амур и Байкал кажется, что с инфраструктурой здесь все прекрасно. Здесь есть кафе, СТО и АЗС.

Заправки есть. Самое большое расстояние между заправками мы насчитали в 80 километров. От Маринска в сторону Томска. На трассах Амур и Байкал расстояния между заправками было меньше.

Связь есть почти везде. Опять же, ответвление на Томск - самое дремучее и по качеству связи.

Гостиниц много, но найти гостиницу с завтраком, со своим душем и дешевле трех тысяч рублей крайне сложно.

Достопримечательности у дороги.

Помимо собственно городов, которые либо напрямую соединяет, либо касается трасса: Иркутск, Красноярск, Томск (Кемерово), Новосибирск - сама по себе трасса - это красота природы. Красота гор, рек, чистого безоблачного неба. Мы предполагаем, что самое лучшее время года для поездки по этой дороги - осень. Трафик должен ослабеть, деревья покрываются желто-красными красками. Гнус к осени тоже затихает.

Удивительно, но при столь длинной дороге, достопримечательностей как таковых совсем немного. Столичные города мы опишем в отдельных статьях. Все фото 2016 года отмечены соответствующим текстом. Все что не отмечено - сделано летом 2022 года.

Примечательности перечисляем от Иркутска, в сторону Новосибирска.

Ангарск называют "городом рожденным Победой". После окончания великой отечественной войны, Советский Союз получил в виде репарации в том числе и нефтехимическое оборудование снятое с заводов Германии. На основе такого оборудования создается заводская база Ангарска - города Нефтехимиков. Основа экономики города - главный нефтеперерабатывающий завод всей Восточной Сибири "Ангарская нефтехимическая компания". После уничтожения ЮКОСа компания вошла в состав РОСНЕФТИ. К сожалению, наличие огромного нефтяного завода не сильно меняет Ангарск в благоустроенную сторону.

Усолье-Сибирское. Город рожденный солью. На самом берегу Ангары находится волшебный соленый источник. Говорят, что вода источника лечит ангину за один раз промывания. На счет одного разы мы не уверены, но от насморка и боли в горле вода точно помогает. Жидкость очень соленая, с запахом сероводорода. Мы набрали бутылочку воды с собой. До сих пор пользуемся, когда чувствуем, что заболеваем. Рядом с источником есть большая новая детская площадка.

В Усолье можно недорого пообедать в пустующей столовой №7. Цены хорошие. Работают до 16 часов. Только по будням. А еще в Усолье-Сибирском тоже ходят трамваи!

У местечка с теплым названием Мальта, слева по трассе будет торчать мамонт. Именно торчать. Как-будто вылезая из земли. Здесь, под Мальтой, была обнаружена стоянка древнего человека. Примерно 14-15 тысяч лет назад человек здесь жил, и добывал шерстистых носорогов и мамонтов. Каждый раз памятник человеку и мамонтам мы проезжаем мимо. К нему удобно подъезжать, только если вы едете с запада на восток.

Дорога от Канска до Иркутска через Зиму известна боями между красными и остатками армии генерала Каппеля. Армия пыталась успеть дойти до Иркутска, чтобы спасти Колчака от расстрела. На реке Кан Каппель проваливается под лед и умирает в Тулуне от воспаления легких. Армия под командованием Войцеховского с боями продолжает движение, штурмует Иркутск, но опаздывает всего на несколько часов. Колчака расстреляют около притока Ангары, отпустят тело в прорубь. Могилы у него не будет. В Иркутске в 2004 году ему поставят памятник.

Городок Зима помимо своего названия известен нам тем, что здесь родился Евгений Евтушенко.
Городок Зима помимо своего названия известен нам тем, что здесь родился Евгений Евтушенко.

Тот самый Тулун.
Тулун связан не только со смертью генерала Каппеля, Тулун - это важный транспортный узел. Здесь на северо-восток от трассы Сибирь уходит дорога на Братск. Про Братск мы тоже напишем отдельно. От Тайшета до Братска напрямую идет БАМ. Но прямой автомобильной дороги пока нет. В 2016 году ее уже строили, но пока ее так и нет. Автомобилисты делают крюк в несколько сотен километров и едут единственной дорогой через Тулун. В Тулуне часто происходят наводнения.
Последнее в 2019 году наводнение стало известно на всю Россию. Наводнение смыло половину Тулуна, погибло более двадцати человек. Федеральная трасса Сибирь была перекрыта.

Маленькая речка Ия, перегородившая трассу в 2019 году.
Маленькая речка Ия, перегородившая трассу в 2019 году.

Тайшет - это исток БАМа. Здесь от главной железной дороги, идущей через всю страну, ответвляется второй поток железных рельс на восток. Кстати, считается, что активное строительство БАМа началось после военного конфликта с Китаем, который мы описали в трассе Уссури.

В Тайшете можно посмотреть на традиционный паровоз, на танки, на памятник родившемуся БАМу. В краеведческом музее можно узнать что такое крипотки и поняги. Поскольку мы рассказываем про путешествие с ребенком, то обращаем ваше внимание на совершенно новое пространство в центре города. В начале августа 2022 там еще шел ремонт.

Городской парк сильно обновили. Установили новые не разноцветные площадки. Горки, качели и лазалки. Есть еще и обыкновенные китайские платные аттракционы.

Канск

Мы все слышали про международный Канский кинофестиваль. Удивительно, но такой кино(видео)фестиваль действительно проходит в городе Канск. Разве можно было не использовать это совпадение!? В качестве главного приза на фестивале вручают «Золотой пальмовый секатор». Кончено же, чтобы срезать пальмовую ветвь.
В Канске мы рекомендуем прогуляться по Сосновому Бору. Парк так и называется. Сосновый Бор. Здесь хорошая детская площадка. Неподалеку кафе Ешь-Пей, где очень вкусно и недорого. В туалете кафе необычный красный унитаз, но от гостей его прячут. Чтобы нас пустили в туалет пришлось привести в аргумент ребенка, который будет писать в раковину. Только тогда нам открыли дверь, ведущую к туалету.

Про Красноярск читайте отдельно.

От Красноярская мы завернули сначала на север к Галанино и Енисейску. Затем поперек Сибири мы поехали к Абакану и Красноярской и Саяно-Шушенской ГЭС. Об этой части геоэкспедиции читайте отдельно.
По этой причине участок Красноярск- Мариинск мы не описываем. Объезд Мариинска открыли совсем недавно. Теперь город может дышать без фур мчащихся по главным улицам.

Мариинск. Город названный в честь жены Александра Второго, матери Александра Третьего. Городок считается почти самым старым в Кемеровской области. В Мариинске есть несколько гостиниц. Несколько сувенирных магазинов. В 2016 году мы накупили здесь много кедровых орешков по хорошей цене. В этом году дешевых орешков мы уже не нашли. Цены как и в центре Петербурга у незаконных торговцев.

По Мариинску можно погулять несколько часов в центре города, памятники-новоделы стоят в ряд на главной улице. Лучше использовать тайник от pal_nat как экскурсию по городу. Можно зайти в музей бересты. Но мы рекомендуем на выезде из города посетить мемориал Жертвам Сиблага.

Дальше впервые в пути от Владивостока для дальнейшего путешествия появляется выбор из двух нормальных дорог. В Мариинске расходятся две дороги: одна на запад, на Томск, другая - на юго-запад, на Кемерово. В Кемерово мы уже были, поэтому в этом году мы поехали в Томск.

Про сам Томск читайте отдельно.

От Томска до Новосибирска остается ехать всего 300 километров или 5 часов. Интересных мест по дороге мы не нашли. Про сам Новосибирск читайте отдельно.

Если ехать через Кемерово, то помимо города обязательно заезжайте в музей шахтерского дела Красная Горка, в котором стоит техника исполинских размеров, имитация шахты и памятник слепым лошадям. Там же, рядом на горе, стоит знаменитый монумент Эрнста Неизвестного «Память шахтёрам Кузбасса». Тот самый, где горит сердце.

Маршрут по всей трассе Сибирь с заездом в Галанино, Енисейск, Саяногорск, Шира и с посещениями пяти столичных городов был преодолен нами за девять дней. Перегонщики преодолевают маршрут за три дня: Иркутск - Красноярск - Кемерово - Новосибирск. Но если вы едете ради удовольствия и познания самой глубинки России, то не торопитесь. Заглядывайте в каждый уголок трассы. Ведь никто не знает, окажемся ли мы здесь еще когда-нибудь.

Интересный проект посвященный Сибирскому тракту. Удобная картографическая основа.

Оглавление всего маршрута от Петра до Петра здесь.

Ерофей Павлович вне конкуренции. Самый унылый город России.

Про восьмичасовой перелет с двухгодовалым ребенком читайте тут.

Трасса "Амур" .Описание дороги от Хабаровска до Читы.

Трасса Байкал .Описание дороги от Читы до Иркутска.

Трасса Уссури. Описание дороги от Владивостока до Хабаровска

Трасса Енисей. Описание дороги от Красноярска до Абакана.

Наш Хастлер.