Только что прочитал статью одного из блогеров-антиколлекторов, который радостно сообщал читателям о том, что якобы в будущем планируется в обязанность ФССП вменить надзор не только за деятельностью коллекторских агентств, но и подразделений взыскания банков и МФО. Меня это немного развеселило, так как напомнило скетч из нулевых в исполнении Гарика Мартиросяна о том, что Рафик не виноват: "Этот скрипач вышел из подъезда и напал на ни в чем неповинных четверых мастеров спорта по греко-римской борьбе, избив их скрипкой. А Рафик не виноват".
Вот примерно так же трактуют большинство наших СМИ взаимоотношения коллекторов и должников: "Должник Иванов абсолютно случайно взял 15 кредитов в разных банках, предоставив недостоверные данные в анкете о своей работе и доходах, не сделал ни одного платежа, тем самым задолжав кредитным организациям 3 млн рублей. Но должник Иванов ни в чем не виноват, а виноват коллектор Петров потому, что требует от Иванова вернуть чужие деньги." Т.е. в сознании очень большой части наших граждан благодаря СМИ произошла подмена понятий: Иванов - жертва 15-ти, чуть ли не силой навязанных ему, кредитов, а Петров - злодей, так как не хочет подарить эти кредиты Иванову. А жалеет Иванова некто Сидоров, который исправно платит за свой кредит по повышенной ставке, так как банк вынужден делать ставку высокой, чтобы компенсировать свои расходы от невозвращенных кредитов Иванова.
А теперь я расскажу как выглядит в реальности портрет должника, попавшего в работу подразделений взыскания банков или коллекторских агентств на стадиях длительной просрочки, например, более 1 года. И это я вам расскажу не по слухам, а из своего личного многолетнего банковского опыта, среди которого было и руководство подразделениями взыскания, включая так называемые soft. hard и legal или проще говоря "звонари", "выездники" и юристы.
Около 80 процентов таких должников сразу после того, как сотрудник взыскания говорит о причине своего звонка, начинает орать, материться, угрожать и т.п. Самое смешное, что все эти "угрожальщики" требуют адрес, чтобы приехать и разобраться, но ни разу ни один из них не приезжал к нам реализовывать свои "серьезные" угрозы. Диванные супермены... Процентов 18 обещают вернуть долги чуть ли не завтра, но на завтра просто не берут трубки или отключают телефон. Платят процента 2 и это считается хорошим уровнем сбора на досудебной стадии при длительной просрочке.
Поэтому я всегда был сторонником отказа от общения "звонарей и "выездников" с должниками на длительных стадиях просрочки и предлагал передавать такие дела юристам для взыскания через исполнительное производство, тем более что надо сделать комплимент сегодняшней ФССП - последние лет 10 работает достаточно оперативно и эффективно. Одним из доказательством этого является то, что в стране появились цессионные компании, которые взыскивают долги, выкупаемые у банков и МФО, исключительно юридическими методами, даже не общаясь с должниками. И даже некоторые коллекторские агентства полностью отказались от досудебного взыскания (общения с должниками), а перешли на судебное взыскание и прекрасно себя чувствуют: никаких жалоб в государственные органы от должников, а эффективность взыскания достаточно высокая, при том, что цена покупки долгов с длительностью просрочки более года обычно не превышает 3-х процентов от номинала долга.
Так что виноват Рафик (должник Иванов) или не виноват - думайте сами, но когда вы платите по кредиту, помните, что в этом платеже есть часть денег, которую вы платите за этого Иванова.