Найти тему
FAZAN MAGAZINE

Почему влюбленность делает людей сумасшедшими

Человеческие существа обладают двумя различными и противоположными инстинктами: желанием слиться с другим и потребностью оставаться индивидуальностью. И то, и другое жизненно важно. Подобно тому, как младенец и мать связаны друг с другом, недавно соединившиеся влюбленные, как правило, погружаются в свои сильные чувства друг к другу и чувствуют настоящее магнитное притяжение.

И, подобно тому, как младенец однажды должен оттолкнуться от матери, чтобы стать самим собой, мы тоже должны в конце концов создать границы в наших отношениях и позаботиться о том, чтобы сохранить грани нашей индивидуальности. Особенно в начале отношений, во время так называемой «фазы медового месяца», мы меньше всего хотим отталкивать своих возлюбленных. Мы хотим оставаться в том, что называется «циклом слияния» – а почему бы и нет? Это такое волшебное ощущение.

Некоторые влюбленные пытаются оставаться внутри любовного пузыря как можно дольше, создавая свою собственную частную культуру. Они изобретают свой собственный язык, который никто другой не может понять. Они делятся шутками с остротами, которые понятны только им. В ощущаемой безопасности пузыря их слияние кажется одновременно полным и вечным.

-2

Конечно, не все испытывают «стремление к слиянию». Некоторые люди вообще никогда его не испытывают. Или они испытывают первоначальный экстаз, который быстро проходит. Некоторые люди входят в любовь медленно, с дружбы, которая постепенно приводит к интимному партнерству, которое может быть приправлено романтикой, а может и не быть. Другие выбирают партнера, потому что чувствуют, что «просто пришло время», что может совпадать с ускоренным тиканьем биологических часов.

Другие же обращают внимание на сходство, основанное на этнической, расовой, религиозной принадлежности, образовании, классе и жизненных целях. Действительно, во многих культурах выбор второй половинки имеет мало общего с влюбленностью. Тем не менее, многое в нашей культуре – песни, фильмы, сказки, романы – заставляет нас верить, что идеализированная любовь – это норма. Мы ждем героя или героиню, которые поцелуем пробудят нас.

-3

Своеобразное безумие

Эта первая стадия любви описана в хрониках столько, сколько существует человек на планете. Чаще всего мы слышим о «любовной тоске» – серии симптомов, связанных с тревогой и вызванных сильными изменениями, связанными с влюбленностью. Ибн Сина, врач десятого века и отец современной медицины, считал одержимость главной причиной любовной тоски.

Теперь мы знаем, что он был прав. Биохимические изменения, происходящие в организме новых влюбленных, вызывают симптомы, схожие с симптомами обсессивно-компульсивного расстройства, включая потерю аппетита и бессонницу. Ах, как хорошо мы знаем признаки одержимости... Фантазии о возлюбленном наполняют наши дни и заполняют наши ночи; когда мы в разлуке, мы чувствуем себя неполноценными. Если отсутствие заставляет сердце становиться веселее, это также приводит к постоянным разговорам о пропавшем объекте привязанности. Эта зацикленность и озабоченность – то, что другие находят утомительным для влюбленных. Люди закатывают глаза и считают нас временно сумасшедшими. Что, конечно же, так и есть.

-4

В 1979 году психолог Дороти Теннов ввела термин «лимеренция» для обозначения этого временного состояния безумия и описала связанные с ним состояния:

  • переоценка хороших качеств возлюбленного (и минимизация отрицательных);
  • острая тоска по объекту своей привязанности;
  • чувство экстаза в присутствии любимого человека;
  • глубокие перепады настроения от экстаза до агонии и обратно;
  • непроизвольные, навязчивые мысли о другом человеке;
  • глубокая агония при разрыве отношений.

У новых влюбленных много общего с наркоманами. Магнитно-резонансная томография показала, что nucleus accumbens, часть мозга, которая активизируется у влюбленных, – это та же самая часть, которая загорается у потребителей запрещенных веществ и азартных игроков, когда они проявляют свою зависимость.

-5

Это недавнее открытие заставляет вспомнить старую пословицу: магия – это наука, которую еще не изучили. Однако мы знаем, что жажда, связанная с романтической любовью, очень реальна. Греческая мифология дает нам образные и забавные способы описать интенсивность чувства романтической любви. У Афродиты, богини любви и красоты, был сын по имени Купидон. Его задачей как лучника было обмакивать стрелы в тайное любовное зелье своей матери, прежде чем прицелиться. Как только стрела Купидона попадала в цель, жертва безумно влюблялась в первого встречного.

-6

Этот миф породил некоторые из самых необычных любовных легенд всех времен, включая легенды об Аполлоне и Дафне, Елене Троянской, Антонии и Клеопатре, Ромео и Джульетте. Теперь мы знаем, что «удар» романтики может быть частично объяснен биохимией. Наука говорит нам, что колотящееся сердце, которое оставляет нас бездыханными, трепещущими и жаждущими быть с любимым, означает переизбыток определенных химических веществ и гормонов в мозге и крови, включая PEA (фенилэтиламин), природный амфетамин, который также содержится в шоколаде и травке.

Как будто щедрой порции PEA недостаточно, в любовный коктейль также добавляют эндорфины, которые усиливают удовольствие и уменьшают боль, и окситоцин – гормон, способствующий сближению и объятиям. Этот коктейль наполняет нас эйфорией и необычайной энергией, поэтому сон и питание кажутся нам неважными. Наше восприятие становится настолько искаженным, что мы видим в своем возлюбленном только хорошее и прекрасное, а все остальное мы не замечаем.

Влюбиться – это, вероятно, пассивный процесс. А вот длительная любовь – нет. Длительная любовь возникает в результате необходимой работы, которую делают два человека – в первую очередь над собой – для создания прочного, долговременного партнерства.