Эта история* глубоко меня тронула. И хочется поделиться своими инсайтами...
Пару слов об авторе – женщина, детский психоаналитик, работает с маленькими детьми в яслях-интернате, выполняющих социальную функцию и подопечные которых не могут быть переданы приемным семьям. Туда размещают детей возрастом от первых дней по совершенно разным причинам (чаще драматическим) и юному человеку очень непросто перенести те эмоции, которые с ним случаются, и у грудничков переживаемые потрясения вызывают функциональные нарушения. Для них это единственный и самый естественный способ выразить то, что они ощущают.
Роль психоаналитика – выявить и символизировать (обозначить, показать, как можно выражать вербально то, что они чувствуют).
Рассказать хочется про «Символическую плату» - прием взаимодействия, в котором психоаналитик просит ребенка приносить камешек, монетку или марку в качестве символической платы за сеанс. Это даёт понять, что ребёнок по доброй воле приходит и оплачивает свой курс лечения, независимо от родителей или их представителей, которые платят за это деньги.
И это не просто «хитрость», позволяющая аналитику видеть вовлеченность ребенка в процесс. Для ребенка, особенно для детей из яслей, символическая плата обретает чрезвычайную важность: она означает, что ребенка воспринимают как субъекта, самостоятельно отвечающего за себя. Проживание опыта ценности признания себя субъектом с полными правами.
И даже если ребенок сознательно забыл свою «плату» сеанс не может быть аннулирован, вместе с аналитиком можно постараться понять, почему он его забыл. Но сеанс отменяется и ребенок счастлив – он ясно даёт понять, что не хочет, чтоб сеанс состоялся, стало быть, к его желанию должны отнестись с уважением (а не наказывать его), потому что в данном случае речь идет о его собственном отношении к своим желаниям.
Как мне кажется, это похоже на очередной шаг инициации личности, сродни символическому переходу к человеческой свободе говорить «да» и «нет» из животного состояния зависимости.
Я ярко запомнил такой период у своего второго сына Фёдора, когда он научился говорить «Нет» и с упоением отвергал всё по максимуму.
*История из книги Каролин Эльячефф «Затаенная боль».