Найти в Дзене

95 фото про дом Адамини (купца Антонова) у трёхмостья в Санкт-Петербурге.

Всем привет, дорогие подписчики!

Фильм про этот дом можно посмотреть здесь: https://dzen.ru/video/watch/6330c02ddcf4c46d1a2cd136

Но в этом посте я представляю вам исследование истории дома, построенного в знаковом для местных жителей и туристов месте.

В народе он называется домом архитектора Доменико Адамини. К истории мы прикоснёмся позже, а сейчас, как говорят, уже по классике, мы осмотрим фасад здания.

-2

Дом 3-х этажный, массивный, выходящий своими фасадами на три стороны: в Аптекарский переулок, на набережную реки Мойки и на Марсово поле.

-3

У самых широких фасадов в центральной части выделены ризалиты, оформленные колонными портиками, на уровне кровле украшенные треугольными фронтонами. Во всём доме располагается 5 парадных лестниц.

-4

Осматривать все парадные мы не будем, но позже мы заглянем в самую интересную. Фасад здания решён в стиле классицизм. Фасад первого этажа в простенках между витринными окнами рустован.

-5

При возведении здания владелец планировал на первом этаже разместить торговые ряды, для этого аркада первого этажа вроде как была построена открытой.

-6

Оконные проёмы сверху украшены трёхчастными замковыми камнями.

-7

В центральном ризалите на втором и третьем этажах между гладких круглых колонн расположены окна квартир.

-8

Самый богатый декор у оконных проёмов второго этажа.

-9

Между окном и прямым сандриком в качестве украшения представлены два рога изобилия, а в нижней части устроен балкончик с кувшиноподобными балясинами.

-10

Капители колонн - композитного, то есть смешанного ордера: ионического и коринфского.

-11

Фриз портика украшен крылатыми львами, охраняющими пальметку.

Опять же из классического декора под кровлей и во фронтоне представлены ионический карниз, кирпичики-мутулы и бутоны цветов.

-12

Перейдём к осмотру фасада третьего этажа по бокам от центрального ризалита.

-13

Фасад третьего этажа решён гладкой штукатуркой.

-14

Здесь во фризе в лавровых венках можно обнаружить лик бога торговли Гермеса.

-15

Перейдём к осмотру скруглённой угловой части дома.

-16

Помещения первого этажа конечно же предназначен для размещения коммерческих помещений.

-17

На уровне второго этажа отмечаем единственный во всём здании балкон.

-18

Он покоится на четырёх парах мощных гранитных консолей.

-19

В угловой части здания на уровне 2-го и 3-го этажей вместо круглых колонн архитектор устроил пилястры прямоугольного сечения.

-20

Капители пилястр всё того же композитного ордера.

-21

С набережной реки Мойки мы перейдём к Марсову полю. Когда-то здесь располагались самые фешенебельные во всём доме квартиры.

-22

С бывшей Царицынской улицы архитектор разместил воротную арку, ведущую во внутренний двор. Двустворчатые двери по правую руку от арки ведут в самую интересную парадную.

-23

Жаль, что не сохранились ни оригинальные входные двери, ни ворота.

-24

Дом в блокадное время сильно пострадал от бомбёжек. На этой фотографии можно оценить какими роскошными были дверные полотна и арочные ворота.

-25

Пришло время заглянуть во внутренний двор.

-26

Если фотографировать двор снизу вверх, то он похож на цифру "1".

-27

Следующий двор более узкий.

-28

Выглянем в него из арки.

-29

Вид снизу вверх! Классный двор-колодец.

-30

Выходим обратно.

-31

При съёмке ни одна кошка не пострадала. Если бы встретил, то накормил мягким кормом.

-32

На этой стене видим окна главной парадной, в которую мы вскоре пройдём.

-33

Осмотрев этот бывший доходный дом снаружи, займёмся изучением его истории.

-34

На плане Санкт-Петербурга на 1738 год вдоль Царицына луга, ныне Марсова поля, уже построены дома.

-35

Спустя ещё 5 лет, в 1753 году через реку Мойку перекинут мост, ведущий к интересующему нас участку. Отметьте за правой ножкой буквы "М" некий водоём.

-36

На аксонометрическом плане Сен-Илера, датированного 1765-1773 годами видим тот самый водоём. Это потрясающе.

-37

Синей стрелкой указан мост, перекинутый между берегами реки Мойки. На нашем участке виднеется водоём.

-38

А вот на Сенатском плане на 1798 год жилые постройки размещались со стороны Аптекарского переулка.

-39

В 1809 году владельцем участка представлен генерал от кавалерии, граф Апраксин Степан Степанович.

-40

Удалось обнаружить портрет графа Степана Степановича Апраксина.

-41

На картине 1814 года за жёлтой стрелкой видим сад генерала Апраксина, что соответствует визуализациям прошлого века.

-42

И на этом изображении, датированном 1815 годом, прямо за Круглым рынком рассмотрим участок, ограждённый забором, из-за которого выглядывают деревья сада.

-43

На картине 1821 года за овалом виднеется графское поместье.

-44

В общем в 1822 году всё тот же граф Степан Степанович Апраксин владеет участком.

-45

Спустя два года, в 1824-м следующим хозяином представлен сын Степана Степановича - Владимир, служивший гвардейским ротмистром и флотилии адъютантом.

-46

Портрет Владимира Степановича Апраксина.

-47

Во всех постах, посвящённых этому здания указывается, что оно было построено в период с 1823 по 1827 годы по заказу некоего купца Антонова. Автор проекта - архитектор Доменико Адамини, в честь которого дом и поныне носит своё имя. Согласитесь, что дом Адамини звучит намного красивее, чем дом Антонова.

-48

На плане 1828 года в прошлом большой участок уже поделен на две части и застроен каменными домами, в том числе и исследуемым нами.

-49

В справочнике 1836 года владелицей участка указана жена генерала-майора Афросимова.

-50

В атласе Санкт-Петербурга за 1849 год супругу генерала-майора зовут Елизаветой Андреевной, но в это время её представляют уже женой генерала-лейтенанта.

В одном из интернет-справочников обнаружил, что у Елизаветы Андреевны это второй брак. В первом, как утверждается, она была женой того самого купца Антонова, умершего в 1833 году. Ошибка ли это или нет - неизвестно, но интересно!
В одном из интернет-справочников обнаружил, что у Елизаветы Андреевны это второй брак. В первом, как утверждается, она была женой того самого купца Антонова, умершего в 1833 году. Ошибка ли это или нет - неизвестно, но интересно!

Муж Елизаветы Андреевны - генерал-лейтенант от кавалерии Михаил Александрович служил начальником штаба 2-ой гвардейской дивизии.

-52

Елизавета Андреевна скончается в 1863 году, а Михаил Александрович в 1868.

-53

На картине, посвящённой 200-летнего юбилея со дня рождения императора Петра I вдалеке виднеется дом Адамини.

-54

И на этом изображении, посвящённом смерти императора Александра II, так же виднеется наш дом.

-55

В 1880-х годах следующей владелицей представлена некая Гаярина Анна Павловна. Правда в каждом последующем справочнике фамилию Марии Павловны пишут с ошибкой. В качестве примера - выдержка из справочника 1888 года.

-56

Справочник 1889 года.

-57

Часть фасада здания из 1890-го года. Отметьте балконные ограждения. Они выделены другим цветом. И может быть были деревянными.

-58

Анна Павловна будет владеть зданием вплоть до 1905 года.

-59

Следующими домовладельцами выступит дворянское семейство Гудовичей.

-60

Портреты Надежды Петровны и Василия Васильевича Гудовичей.

-61

Ещё один портрет графа Гудовича Василия Васильевича.

-62

Василий Васильевич служит в должности шталмейстера и имел множество регалий и наград. В интересующем нас доме они не проживают.

-63

Этот великолепный дом с 1910-го и по 1915 годы будет находиться в собственности государства, в частности Главного управления уделами.

-64

А с 1916 года и до самой революции зданием владеет акционерное общество для улучшения в Петрограде помещений рабочего и нуждающегося населения.

-65

Взгляните, какой стоит красавчик на фотографии 1933 года, сделанной из Михайловского сада Государственного Русского музея.

-66

В блокадное время, в начале 1942 года дом был повреждён прямым попаданием фугасной бомбы.

-67

Бомба разрушила фасад, выходящий к трёхмостью.

-68

Ещё один вид на разрушенное здание.

-69

Вид на здание в летнее время.

-70

В те времена дом был почти полностью расселён.

-71

В 1946 году начинается восстановление здания.

-72

А в самом начале 1950-х годов в дом заедут новые жители. Ура!

-73

Такая вот интересная история у этого великолепного здания. Теперь пора заглянуть в самую интересную парадную. Идём же!

-74

Двери в парадную хоть и двустворчатые, но высокие и узкие.

-75

Заходим в тамбур.

-76

А после и в сам парадный вестибюль. Плитка под ногами советская.

-77

Парадная очень чистая, просторная и светлая. Пара колонн на каждом из этажей выполняет не только декоративную функцию, но ещё и являются частью несущей конструкции.

-78

Вид на лестницу снизу вверх.

-79

Поднимаемся наверх.

-80

Стеновой декор полностью отсутствует. На пол уложены массивные каменные плиты.

-81

Роскошный вид!

-82

Сквозь четыре оконных проёма на лестницу проливается большое количество света.

-83

Общий облик очень помпезный.

-84

Поднимемся на последний третий этаж.

-85

Лестничные ограждения исторические, с греческим меандром под перилами.

-86

Ограждения ближе.

-87

Вид на лестницу сверху вниз.

-88

На третьем этаже местные жители устроили склад ненужных вещей.

-89

Но радует множество живых растений.

-90

Пост закончился, пришло время спускаться вниз и выходить на улицу.

-91

Выходим на улицу.

-92

Великолепный дом мы с вами осмотрели.

-93

Друзья, если вы желаете поддержать наш с Артёмом Романовичем канал финансово, то можете отправить любую удобную для вас сумму на одну из моих карт банков Сбер, Тинькофф или Альфа по номеру телефона указанному ниже.

-94

Очень Вас благодарю, дорогие друзья и подписчики и до следующей встречи!

-95