Всем привет, дорогие подписчики!
Фильм про этот дом можно посмотреть здесь: https://dzen.ru/video/watch/6330c02ddcf4c46d1a2cd136
Но в этом посте я представляю вам исследование истории дома, построенного в знаковом для местных жителей и туристов месте.
В народе он называется домом архитектора Доменико Адамини. К истории мы прикоснёмся позже, а сейчас, как говорят, уже по классике, мы осмотрим фасад здания.
Дом 3-х этажный, массивный, выходящий своими фасадами на три стороны: в Аптекарский переулок, на набережную реки Мойки и на Марсово поле.
У самых широких фасадов в центральной части выделены ризалиты, оформленные колонными портиками, на уровне кровле украшенные треугольными фронтонами. Во всём доме располагается 5 парадных лестниц.
Осматривать все парадные мы не будем, но позже мы заглянем в самую интересную. Фасад здания решён в стиле классицизм. Фасад первого этажа в простенках между витринными окнами рустован.
При возведении здания владелец планировал на первом этаже разместить торговые ряды, для этого аркада первого этажа вроде как была построена открытой.
Оконные проёмы сверху украшены трёхчастными замковыми камнями.
В центральном ризалите на втором и третьем этажах между гладких круглых колонн расположены окна квартир.
Самый богатый декор у оконных проёмов второго этажа.
Между окном и прямым сандриком в качестве украшения представлены два рога изобилия, а в нижней части устроен балкончик с кувшиноподобными балясинами.
Капители колонн - композитного, то есть смешанного ордера: ионического и коринфского.
Фриз портика украшен крылатыми львами, охраняющими пальметку.
Опять же из классического декора под кровлей и во фронтоне представлены ионический карниз, кирпичики-мутулы и бутоны цветов.
Перейдём к осмотру фасада третьего этажа по бокам от центрального ризалита.
Фасад третьего этажа решён гладкой штукатуркой.
Здесь во фризе в лавровых венках можно обнаружить лик бога торговли Гермеса.
Перейдём к осмотру скруглённой угловой части дома.
Помещения первого этажа конечно же предназначен для размещения коммерческих помещений.
На уровне второго этажа отмечаем единственный во всём здании балкон.
Он покоится на четырёх парах мощных гранитных консолей.
В угловой части здания на уровне 2-го и 3-го этажей вместо круглых колонн архитектор устроил пилястры прямоугольного сечения.
Капители пилястр всё того же композитного ордера.
С набережной реки Мойки мы перейдём к Марсову полю. Когда-то здесь располагались самые фешенебельные во всём доме квартиры.
С бывшей Царицынской улицы архитектор разместил воротную арку, ведущую во внутренний двор. Двустворчатые двери по правую руку от арки ведут в самую интересную парадную.
Жаль, что не сохранились ни оригинальные входные двери, ни ворота.
Дом в блокадное время сильно пострадал от бомбёжек. На этой фотографии можно оценить какими роскошными были дверные полотна и арочные ворота.
Пришло время заглянуть во внутренний двор.
Если фотографировать двор снизу вверх, то он похож на цифру "1".
Следующий двор более узкий.
Выглянем в него из арки.
Вид снизу вверх! Классный двор-колодец.
Выходим обратно.
При съёмке ни одна кошка не пострадала. Если бы встретил, то накормил мягким кормом.
На этой стене видим окна главной парадной, в которую мы вскоре пройдём.
Осмотрев этот бывший доходный дом снаружи, займёмся изучением его истории.
На плане Санкт-Петербурга на 1738 год вдоль Царицына луга, ныне Марсова поля, уже построены дома.
Спустя ещё 5 лет, в 1753 году через реку Мойку перекинут мост, ведущий к интересующему нас участку. Отметьте за правой ножкой буквы "М" некий водоём.
На аксонометрическом плане Сен-Илера, датированного 1765-1773 годами видим тот самый водоём. Это потрясающе.
Синей стрелкой указан мост, перекинутый между берегами реки Мойки. На нашем участке виднеется водоём.
А вот на Сенатском плане на 1798 год жилые постройки размещались со стороны Аптекарского переулка.
В 1809 году владельцем участка представлен генерал от кавалерии, граф Апраксин Степан Степанович.
Удалось обнаружить портрет графа Степана Степановича Апраксина.
На картине 1814 года за жёлтой стрелкой видим сад генерала Апраксина, что соответствует визуализациям прошлого века.
И на этом изображении, датированном 1815 годом, прямо за Круглым рынком рассмотрим участок, ограждённый забором, из-за которого выглядывают деревья сада.
На картине 1821 года за овалом виднеется графское поместье.
В общем в 1822 году всё тот же граф Степан Степанович Апраксин владеет участком.
Спустя два года, в 1824-м следующим хозяином представлен сын Степана Степановича - Владимир, служивший гвардейским ротмистром и флотилии адъютантом.
Портрет Владимира Степановича Апраксина.
Во всех постах, посвящённых этому здания указывается, что оно было построено в период с 1823 по 1827 годы по заказу некоего купца Антонова. Автор проекта - архитектор Доменико Адамини, в честь которого дом и поныне носит своё имя. Согласитесь, что дом Адамини звучит намного красивее, чем дом Антонова.
На плане 1828 года в прошлом большой участок уже поделен на две части и застроен каменными домами, в том числе и исследуемым нами.
В справочнике 1836 года владелицей участка указана жена генерала-майора Афросимова.
В атласе Санкт-Петербурга за 1849 год супругу генерала-майора зовут Елизаветой Андреевной, но в это время её представляют уже женой генерала-лейтенанта.
Муж Елизаветы Андреевны - генерал-лейтенант от кавалерии Михаил Александрович служил начальником штаба 2-ой гвардейской дивизии.
Елизавета Андреевна скончается в 1863 году, а Михаил Александрович в 1868.
На картине, посвящённой 200-летнего юбилея со дня рождения императора Петра I вдалеке виднеется дом Адамини.
И на этом изображении, посвящённом смерти императора Александра II, так же виднеется наш дом.
В 1880-х годах следующей владелицей представлена некая Гаярина Анна Павловна. Правда в каждом последующем справочнике фамилию Марии Павловны пишут с ошибкой. В качестве примера - выдержка из справочника 1888 года.
Справочник 1889 года.
Часть фасада здания из 1890-го года. Отметьте балконные ограждения. Они выделены другим цветом. И может быть были деревянными.
Анна Павловна будет владеть зданием вплоть до 1905 года.
Следующими домовладельцами выступит дворянское семейство Гудовичей.
Портреты Надежды Петровны и Василия Васильевича Гудовичей.
Ещё один портрет графа Гудовича Василия Васильевича.
Василий Васильевич служит в должности шталмейстера и имел множество регалий и наград. В интересующем нас доме они не проживают.
Этот великолепный дом с 1910-го и по 1915 годы будет находиться в собственности государства, в частности Главного управления уделами.
А с 1916 года и до самой революции зданием владеет акционерное общество для улучшения в Петрограде помещений рабочего и нуждающегося населения.
Взгляните, какой стоит красавчик на фотографии 1933 года, сделанной из Михайловского сада Государственного Русского музея.
В блокадное время, в начале 1942 года дом был повреждён прямым попаданием фугасной бомбы.
Бомба разрушила фасад, выходящий к трёхмостью.
Ещё один вид на разрушенное здание.
Вид на здание в летнее время.
В те времена дом был почти полностью расселён.
В 1946 году начинается восстановление здания.
А в самом начале 1950-х годов в дом заедут новые жители. Ура!
Такая вот интересная история у этого великолепного здания. Теперь пора заглянуть в самую интересную парадную. Идём же!
Двери в парадную хоть и двустворчатые, но высокие и узкие.
Заходим в тамбур.
А после и в сам парадный вестибюль. Плитка под ногами советская.
Парадная очень чистая, просторная и светлая. Пара колонн на каждом из этажей выполняет не только декоративную функцию, но ещё и являются частью несущей конструкции.
Вид на лестницу снизу вверх.
Поднимаемся наверх.
Стеновой декор полностью отсутствует. На пол уложены массивные каменные плиты.
Роскошный вид!
Сквозь четыре оконных проёма на лестницу проливается большое количество света.
Общий облик очень помпезный.
Поднимемся на последний третий этаж.
Лестничные ограждения исторические, с греческим меандром под перилами.
Ограждения ближе.
Вид на лестницу сверху вниз.
На третьем этаже местные жители устроили склад ненужных вещей.
Но радует множество живых растений.
Пост закончился, пришло время спускаться вниз и выходить на улицу.
Выходим на улицу.
Великолепный дом мы с вами осмотрели.
Друзья, если вы желаете поддержать наш с Артёмом Романовичем канал финансово, то можете отправить любую удобную для вас сумму на одну из моих карт банков Сбер, Тинькофф или Альфа по номеру телефона указанному ниже.
Очень Вас благодарю, дорогие друзья и подписчики и до следующей встречи!