Декабрь 1944 год… морозы в Смоленской области стояли почти за сорок, сугробы окутали деревню… Фашисты разорили деревню и все их запасы...
…По картофельному заснеженному полю, которое находилось недалеко от деревни, шел мальчик, одетый в фуфайку, которая висела на нем до самых колен, а в руках он держал палку, выковыривая ею замерзшую землю из-под снега, в надежде найти картофель. С каждым днем после того, как немцы выкопали всю картофель ранней осенью, его надежда найти картофель оставалось все меньше и меньше. Его пальцы на ногах совсем замерзли из-за холода и снега, вошедшие в его валенки, ковыляя ими еле ногами и шмыгая носом.
На улице стемнело. Он, понимая, что уже поздно, выбросил в сторону палку и пошел домой. По пути он съел комок снега и попинывал ногами замерзшие комки земли, один из которых покатился, рассыпаясь и оставляя за собой грязный след. Ваня подбежал и почистил его. Внутри оказался картофель. Он с удачной находкой побежал домой.
Его дом находился в самом краю деревни, огороженный невысоким забором из тонких не прочных палок, и рядом стоял единственный старый сарай, в котором раньше держали коров.
Еле отворяя толстую дверь обессилевшими обледеневшими руками, дверь резко отворилась и Ваня упал. Он поднял голову и увидел Степана, двенадцатилетнего родного брата. Степан заметил возле Вани на земле картофель, которую обронил Ваня, схватил добычу и забежал обратно домой. Ваня заметил пропажу и побежал за ним. Степан с криком понес маме, и мама, топя печку, увидела в его руках картофель. Она вытерла руки об свой фартук, радостно взяла у него его и поцеловала в лоб Степана. Тут же Ваня толкнул брата.
- Ваня! - Рассердилась на него мама, не понимая в чем дело.
- Это я нашел картофель, а не он! - Закричал Ваня, толкнул брата ещё раз и у них началась драка.
Мама едва смогла разнять их друг от друга и, держа за каждого за шиворот, крикнула на них:
- Как вы можете ругаться в такой период?! Вы же братья! Поймите, в конце концов, когда ваш отец ушел на фронт и не вернулся, мне сложно стало справляться с вами, вам стоит поддерживать другу друга!
- Он украл мой картофель! - крикнул Ваня, указывая пальцем на брата, а Степан молча улыбался.
- Отец не хотел бы видеть вас такими! Будьте терпеливы! Я сейчас приготовлю нам суп из картофеля, а ты, Ваня, принеси соломы! Ты, Степан, наберешь снега в бочку. Идите, и не ругайтесь!
Братья молча вышли из дома и Степан, не удержавшись, толкнул Ваню на снег и убежал за дом. Ваня встал на ноги и, оскалив зубы, отправился рассерженно в сарай. Он резко отворил дверь, которая заскрипела и громко ударилась об сарай. В сарае пахло сеном, которое они насобирали летом и до сих пор остался. Ваня взял охапкой соломы в руки и вдругзаметил что-то отблескивающие за углом. Он тут же выбросил солому в сторону и с любопытством порылся в сене. Обнаружил он там железную неоткрытую банку, протер ее и прочитал надпись”Тушенка из конины. Второй фронт”. Он вспомнил! Такую тушенку они ели каждое воскресенье, когда отец жил с ними. Ваня огляделся за дверью, нет ли никого за сараем и, найдя старый ящик, спрятал в него тушенку. Накидал сверху сено и вышел с новой ахапкой соломы в руках, заперев за собой дверь.
На улице наступила ночь, ребята с мамой сидели в теплом затопленном доме за столом, поедая суп с картофелем. Бульон оказался сладковатым, из-за замершего картофеля. Ваня съел два кусочка отварного картофеля со своей тарелки и выпил жадно бульон.
- Можно еще? - попросил он у мамы и протянул тарелку.
- На завтра оставим! - сказала мама и запила бульон, в котором не было ни единого картофеля.
Степан тихо про себя засмеялся над ним, а сам облизнул тарелку так, что можно её было не мыть.
Ваня грустно вздохнул и лег на печку, которая подостыла и застелена ватным одеялом и старыми вещами.
- Я обязательно весной посажу как можно больше картошки в поле, чтоб зимой есть ее каждый день. - сказал восхищенно Ваня и облизнулся. - Обожаю картофель!
- И где ты возьмешь столько картофеля, если съели уже все? - спросил ехидно Степан и лег рядом с ним. - Двигайся!
- Заработаю и куплю! - гордо ответил Ваня и потянул на себя одеяло.
- Сначала подрасти, дуралей! - засмеялся Степан и с силой отобрал у него одеяло, которое затрещало.
- Сам ты…- крикнул Ваня, но его перебила мама.
- Ну-ка прекратите оба, вы опять бранитесь! - ругалась она.- Поберегите свои силы, ложитесь спать!
Мальчики молча легли и, незаметно от матери толкая друг друга под одеялом, вскоре наконец уснули.
Утром Ваня позавтракал последними остатками супа, затем забежал в сарай и, убедившись, что тушенка на месте, пошел помогать собирать дрова, которые расколол топором брат Степан. Ваня занёс домой несколько полено, бросил их на пол возле печки и поглядел на маму, которая медленно протирала стол, вздыхая и, раскачиваясь, едва держалась на ногах. Ваня видел, что она сегодня не позавтракала, поэтому молча приступил помогать ей топить печку, хотя сам ни разу не топил. Мама, присев на кровать и глядя на полено, сказала:
- Дрова заканчиваются! Лишь бы хватило до весны! Новый год встретим не особо радостно, ни елки, ни еды.
- А когда Новый год? - спросил Ваня.
- Сегодня наступит, мои мальчик!
- Давай схожу за елкой и еще раз осмотрю поле. Будет и еда, и елка! - радостно предложил он ей.
- Валенки у тебя еще не подсохли со вчерашнего дня, ходишь мокрыми ногами, заболеешь…не надо! - тихо еле прошептала она и легла на подушку, медленно закрыв глаза.
- Мама, что с тобой? - испугался Ваня и подбежал к ней.
- Я отдохну немного, мои мальчик! Устала что-то! - сказала она и еле дышала.
Ее исхудалое лицо говорило о том, что она мало ела, отдавая всю еду своим сыновьям.
- Мама, мама! - Будил Ваня ее, но она не могла очнуться. - Я сейчас, жди меня, только не засыпай!
Он пошел к выходу и, остановившись у порога входной двери, сказал радостно маме:
- Мама, я кое что нашел вчера, сейчас принесу! Я хотел его в Новый год открыть, но тебе сейчас нужнее! Жди меня! Хорошо, мама?
Она замычала что-то под нос, и он, не застегивая фуфайку, мигом побежал в сарай. К его удивлению и опасению двери сарая были открыты и он, войдя внутрь, увидел страшную картину. Степан сидел на сене и жадно пальцами поедал тушенку из банки.
- Что ты сделал? - крикнул Ваня и отобрал с его рук банку.
И он, обнаружив банку пустым, накинулся кулаками на брата.
- Это я его нашел! - кричал Ваня, забивая кулаками по лицу Степана, который еле оттолкнул разъяренного Ваню от себя и ответил ему:
- Откуда мне было знать, что это твое, там было то всего пару капель.
- Я хотел маме его дать! Фашист! - вновь рассердился Ваня и бил его.
- Угомонись, дуралей! - крикнул Степан Ване, который бил его изза всех сил и потом Ваня остановился, отдышался и резко выбежал из сарая.
Степан последовал за ним, зная, что он пожалуется маме и оба оказались дома. Ваня присел, не снимая валенки, возле мамы.
- Мама, мама, Степан съел мои подарок, который был тебе! - кричал Ваня, чуть ли не плача.
- Я же не знал! - оправдывался Степан и толкнул Ваню .- Вот ябеда!
- Мама, мама ты слышишь? Он сьел всю банку!
Мальчишки глянули на маму, которая еле дышала и не могла ответить. Ее лицо побледнело.
- Вот видишь что ты наделал? Мама итак из-за нас ни одной крошки не ела, а ты мог бы поделится с ней! - кричал Ваня и плюнул на него.
- Я же…я …- растерялся Степан и встал, глядя на обессиленную мать. - Там то всего было…
- Она умрет…что мы будем делать без нее? - чуть ли не плача заныл Ваня и вытирал сопли рукавом.
Степан, глядя в окно, постоял немного, и молча выбежал из дома, оставив дверь приоткрытой. Ваня еле закрыл дверь и набрал железным ковшиком воды из деревянной бочки.
- Мама, выпей! - умолял Ваня маму и постарался ее напоить, хоть как то дать ей силы.
Мама, приоткрывая еле рот, смогла выпить пару капель, намочив только губы. Ваня поцеловал ее руку и вышел из дому. Он посмотрел в сторону картофельного поля за домом и уверенно направился туда.
Усиливался ветер и Ваня, спустя некоторое время и большое расстояние от деревни, не смог найти в поле картофель , как кроме булыжников и твердой земли. Его ноги замерзли, пальцы онемели и руки покраснели от холода, фуфайка едва спасало его от холода. Он упал на колени и тихо заплакал. Лицо намокло от слез и сильнее похолодало. Он понимал, что в темноте уже не сможет найти картофель.
Он присел отдохнуть... Поглядел вперед , увидел зеленую маленькую ель и, пройдя коленями по сугробу, приблизился к ней. Выкопал из под нее снег и потянул на себя. Елка выскользнула из его рук, раня его уголками. Мальчик спрятал руки под рукава и еще раз потянул. Елка стояла крепко на земле и ему не удавалась ее выдернуть. Он встал и попытался ее сломать, но ее молодое тельце выгибалась, как резина. Ваня пошатал ее в разные стороны и, потратив много сил, сдался, присев на сугроб. Он глядел на эту маленькую ель, которая хоть немного утешила бы в новогоднюю ночь, вспомнил маму и затем Степана, рассердился и с силой наступил на ель. Послышался треск. Ваня выдернул ее, и она вышла из под снега. Он с радостью потащил ее домой.
Сильный морозный ветер дул ему в лицо, ноги еле волочились по сугробу и, с наполненными снегом валенками, Ваня обессиленный упал спиной на снег. Он решил отдохнуть немного. Поглядел на темное небо, видя сверху пролетающий снегопад. Время шло и его глаза сомкнулись. Ваня уснул.
Спустя некоторое время он сквозь сон услышал шаги, похрустывая по снегу и приближаясь к нему. Кто-то приподнял его вместе с елочкой, которую он держал крепко замерзшими руками. Затем он лег во что то мягкое и колючее, и, ктото присаживаясь рядом с ним, сдвинулись с места. Эта была телега, поскрипывая по снегу, и ее тащила лошадь.
Ваня очнулся из за шума и смеха. Он открыл глаза, увидел, что лежал на своей печке, ноги окутаны в фуфайку мамы, а сам был укрыт под двойное одеяло. На голове лежало влажное полотенце. Он повернул голову и увидел возле стола маленькую ель, а за столом людей: Степана, который облизывал кусок сахара, маму возле окна, которая уже не такая обессиленная и слабая, а с улыбкой на лице. Она разговаривала с каким то мужчиной, который сидел спиной к Ване.
- Он проснулся! - заметил Степан и показал липкими пальцами на него.
Мама подошла к нему и потрогала его лоб.
- Жар спал! - радостно и спокойным тоном сказала мама, улыбаясь ему и убрала полотенце с его лба.
К нему подошел мужчина, с темными усами, и узкими глазами, как у его мамы.
- Ну здравствуй, боец! Как ты? Пальцы на ногах чувствуешь? - спросил он грубым голосом у него и подмигнул ему.
- Познакомься, Ванюша, это твои родной дядя Егор Михалыч! - знакомила мама с ним.- Он мои родной брат, приехал к нам из города Смоленск.
- Какой же он Ванюша, он - Иван! - гордо произнес дядя Егор и похлопал по плечу Вани. - Если бы не его сила воли, так бы и не нашли бы вашу деревню.
Ване стало интересно каким же образом он помог.
- До меня дошел слух, что ограбили вашу деревню фашисты, и я, насобирав у добровольцев в городе сколько можно еды, поехал к вам, сначала на машине, а потом через сугробы на санях. Вокруг леса, поля, одна сплошная голая роща. - Начал свои рассказ дядя Егор и поставил под себя табуретку. - И вот, два дня мы рыскали и искали вашу деревню, не единой зацепки, ехали через сугробы, дороги замело и не видать ничего. Хоть бы кто был по пути. В итоге заблудились. И тут мы решили вернуться, и... и что мы видим? Видим, следы чьи то в лесу, идущие с поля. Мы уже хотели проехать мимо леса и по полю, и вдруг, как вижу, что то темное среди кустов и рядом сломанная елка, и хорошо что мое чутье не подвело. И тут я тебя нашёл, Ваня. И твою ёлку. Затем рядом с деревней твоего брата Степана!
- А я просто расстроился, что съел всю тушенку и не оставил маме.- тихо произнес Степан, краснея. - И пошел просить у соседей еды, а когда мне дали немного зерна и одну морковь, занес домой, увидел, что тебя дома не было, кроме мамы, пошел искать тебя.
- Ты, Степан, тоже молодец, встретил нас и показал свои дом.
- Смотри, что он нам привез! - похвастался Степан и показал в руках сырой красный картофель и банку тушенки.
- И не только вам, а всей деревне, ведь делится тоже нужно! Останусь-ка я с вами до весны, помогу вам посадить картошку, и обратно в Смоленск.
- Я буду вам помогать, И Ваня тоже! Мы посадим столько картошки, чтоб есть его каждый день. Да , Ваня?
Ваня улыбнулся им и мама принялась его кормить. Из маминых рук суп показался намного вкуснее . В супе плавало мясо от тушенки и картофель, которого было намного больше, чем прежде. Ваня наелся досыта и спокойным сном, не замечая разговоров в теплом доме, уснул. Это был особенный и удачный Новый год!