Найти тему

ПОЧЕМУ НЕ СТАВЯТ НОРМАЛЬНУЮ ШТАТНУЮ ШУМКУ В СОВРЕМЕННЫЕ АВТО? ЭКОНОМИЯ?

В автомобильной индустрии шумы и вибрации объединены в англоязычное понятие NVH (Noise, Vibration, Harshness).

NVH представляют собой изучение и изменение шумовых и вибрационных характеристик транспортных средств, особенно легковых и грузовых автомобилей.

Если в NVH показатели превышены, то человек физически это чувствует. Например, перегружается нервная система и головной мозг, уходит внимание, снижаются тонус и реакция. Кстати, поэтому в тихих автомобилях легче ездить на дальняк. И дело не столько в шумоизоляции!

С точки зрения теории NVH, когда разрабатывают чертежи и расчеты будущей машины, то листы шумоизоляции ― это наименее значимый способ добиться акустического комфорта.

Давайте же узнаем почему!? Шум создается вибрациями. Сами по себе вибрации тоже вредны, особенно для техники.

Вибрации и шумы в автомобиле генерируются:

  1. Двигателем.
  2. Выхлопной системой.
  3. Катящимися колёсами.
  4. Воздухом, обтекающим кузов.

Есть ещё несколько десятков источников, но доминируют перечисленные.

На городских скоростях основной  шум от силового агрегата. На шоссейных скоростях (90-100 км/ч) все шумит примерно в равной степени. После 120-130 км/ч беспокоят в первую очередь шум от встречного потока воздуха и резины.

К примеру, шум мотора, распространяется двумя путями. Через вибрации панелей кузова и структурных элементов, которые сопрекасаются с источником вибраций и по воздуху.

Поэтому есть три основных пути борьбы с шумом:

  1. Первое, это снижение интенсивности происхождения шума.
  2. Второе - гашение вторичного излучения структурными элементами.
  3. И только в третью очередь ― привычная нам шумоизоляция, то есть «ловля» той составляющей, что передаётся воздушным путём.

Например, снижение шума двигателя начинается ещё с организации процесса сгорания, которое должно быть сглаженным.

Крупные излучатели звука ― блок цилиндров, крышка головки, поддон картера ― конструируются так, чтобы не резонировать в такт рабочему процессу в цилиндрах.

Всё чаще подобные элементы делают из пластмасс, прямо на них наносятся шумопоглощающие материалы, а весь мотор «капсулируется».

Раньше сильно шумели выхлопные системы, но невольно помогли катализаторы и фильтры твёрдых частиц, сглаживающие пульсации отработавших газов в помощь глушителям.

Дальнейшему распространению вибраций препятствуют опоры силового агрегата. Точки их крепления выбирают так, чтобы не провоцировать колебания кузова.

Памятная история первых серийных ВАЗов-2108, у которых из-за неверно расположенной передней опоры, вибрации и шум на холостом ходу достигали дискомфортного уровня. Опору переносить было поздно, её сделали мягче, что принесло ряд других проблем... (кто знает, тот поймёт)

Если обобщить, то ещё на стадии "задумки" нового автомобиля производитель продумывает конструктивные особенности в каждом сантиметре автомобиля, в каждом его узле и агрегате. Не только с функциональной точки зрения, но и с точки зрения акустического комфорта.

Именно поэтому мы, потребители, получаем авто практически "голое", без шумоизоляционных материалов.

Производитель, как правило, успешно справляется с первыми двумя стадиями подавления шумов, а третью стадию - остаточное подавление вибраций и теплоизоляцию - отдаёт на откуп автосервисам "на местах".

Так что "голому" металлу под обшивкой удивляться не следует. На самом деле, это скорее прогресс, чем недоработка или экономия.

Но и привычной нам шумоизоляцией тоже не стоит пренебрегать - это как вишенка на торте, финальный штрих на портрете делает акустический комфорт завершённым и полным.

Если тема понравилась и хотите продолжения, бахайте ваш царский лайк, наберём 15, и мы в деле!

************************

Вопросы пишите в комментарии всем отвечу!