Вместе с модернизированным "Ударным", с Днепра на Дунай перешли еще 4 монитора (два остались на Днепре). Они были почти однотипными, более поздней постройки. Самым известным среди них стал монитор "Железняков", он единственный из 6 мониторов этого типа пережил войну.
Мониторы стали продолжением проекта СБ-30 ("Активный", построенный на той же "Ленинской кузнице", но отправленный в разобранном виде на Дальний Восток).
Проект СБ-37 — серия из 6-ти советских речных мониторов «Железняков» (заводской номер 115), «Флягин»(№118), «Мартынов»(№119), «Жемчужин»(№116), «Левачев»(№117), «Ростовцев» (№120), строившихся в СССР в 1934—1936 годах специально для действий на реках Припять, Дунай, Днепр.
Корабли имели очень интересную особенность: их главный калибр размещался в башнях, которые вращались вокруг стойки (диаметром 760-мм) на которой располагалась рубка. Башня под рубкой вращалась, сама рубка- нет.
Восьмигранная боевая (ходовая) рубка высотой 2,0 м неподвижно крепилась на 750-мм трубе, жестко закреплённой на днище корабля и проходящей через башню главного калибра. Внутри трубы шел трап, с помощью которого через прорезанные в трубе лазы можно было попасть из рубки в башню главного калибра или в трюм.
К задней стенке прикреплялась дальномерная рубка, в которой на тумбе размещался 9-футовый дальномер ДМ-3 "Барра и Струда", тоже из числа закупленных еще до революции.
Попасть в дальномерную рубку можно было только через лаз из башни главного калибра. Высота собственно башни - 2,76 м, по крыше дальномерной рубки - 3,92 м. От лобовой до кормовой стенки башни - 3,75 м.
Осадка по проекту должны была составлять 0,74 м при стандартном водоизмещении в 232 т или 0,76 м при нормальном водоизмещении 238 т, однако перегрузка, вызванная в том числе и переработкой проекта в процессе постройки, привели к увеличению водоизмещения до 272/286 т и осадки - до 0,85 и 0,9 м соответственно.
Принято писать: "На кораблях заказа СБ-37 использовались отечественные дизельные двигатели производства Воронежского завода. Два четырехцилиндровых двухтактных дизеля 4-СД-19/32 мощностью по 140 л.с. (из экспликации проекта) каждый"
4-СД-19/32 это "Русский дизель", производство которых вынесли в Воронеж, на завод им. Сталина. Дизеля дореволюционной разработки, которые могли работать даже на сырой нефти (но, естественно, с большим расходом).
С мощностью тоже идут чудеса. "Вики..." говорит, что это были два дизеля с мощностью по 140 л.с. каждый, которые вращали два трехлопастных винта диаметром 900 мм непосредственно через 9,5 м гребные валы.
Господа, 140 л.с. это мощность двигателя 2-СД-19/32, если на такой монитор поставить два движка по 140 л.с. 8 узлов он не даст.
Для сравнения, два 2-СД-19/32, это силовая установка пассажирского речника,водоизмещением 140 тонн и скорость его 8 узлов. Еще для сравнения: у "Ударного" (который чуть больше) мощность 1600 л.с (да, это "чемодан", но сравните 280 л.с. и 1600 л.с. при той же скорости). В реальности, мощность двигателей 4-СД-19/32 была по 280 л.с., (суммарно 560 л.с.) и, даже при этой мощности, скорость была не 8,3 узла, а, только 7,5.
И, опять же, "Вики ..." пишет: "По проекту, на спокойной воде мониторы могли пройти 1400 км при нормальном или 4700 км при полном запасе топлива". Ну, вообще-то, запас топлива был 22 тонны (и тонна масла для двухтактного двигателя). Что-то сомнительно, чтобы на таких запасах можно было пройти 1400 км. Авторы статьи на "Вики..." кажется при написании статьи, вообще, курили что-то не то. Вот скрин (дабы не сказали, что я что-то придумал).
Еще раз: 3700 МИЛЬ ПОЛНЫМ ХОДОМ... Без комментариев.
Электроэнергию вырабатывали 2 двухцилиндровых генератора ПН-205 системы «компаунд» мощностью по 12 кВт. Напряжение бортовой сети - 115 В постоянного тока. Мониторы оснащались боевым прожектором МПЭ-36,0-2 с диаметром зеркала 60 см. В состав штурманского оборудования входили два 127-мм магнитных компаса и ручные лоты.
Два полубалансирных руля управлялись электрическими рулевыми машинками из ходовой рубки или вручную из поста в ахтерпике. Носовой якорь Холла убирался в клюз правого борта электрическим шпилем, имевшим также аварийный ручной привод; кормовой якорь - только вручную. Для обогрева жилых помещений служил паровой котел системы Шухова паропроизводительностью 220 кг/ч.
Вооружение (на начало войны)
В качестве главного калибра планировали установить пушки Б-2 (Обрезанные до 45 калибров пушки ОСЗ-Виккерса 102/60-мм). Проблемы, традиционные для этих орудий (такие же поставили на "Красный Кавказ" как зенитки, но, потом сняли) заключались в их низкой скорострельности и невозможности ведения зенитного огня, хотя их для этого и разрабатывали.
В связи с выявленными недостатками, у орудия был изменен станок (Б-18). Так появились артустановки МК-2-4. Живучесть ствола - 600 выстрелов. Вертикальное наведение орудий индивидуальное, только ручное (5 град/с). Но разработка нового станка проблемы не решила. Теоретически допустимая стрельба по воздушным целям (угол возвышения орудия 60°) на практике оказалась невозможной из-за трудности досылания патрона весом в 30 кг в ствол орудия поднятого на угол более 35°. Длинный снаряд упирался в палубу (как и у Б-2).
В состав входили одна носовая и одна кормовая башни 40-К с одним 45-мм орудием 21-К каждая. После модернизации в 1940-41 годах носовая башня была заменена на башню 41-К с 2-мя 45-мм орудиями 21-К.
Башни 40-К и 41-К были разработаны специально для речных мониторов на базе башни танка Т-28, в них использовался прицел ШБ-1, расчет состоял из 3-4 человек (наводчик и заряжающий в башне и один погребной для 40-К или два для 41-К).
Кроме того в состав средств ПВО входили две пулеметных башни с одним 7,62-мм пулеметом «Максим» каждая, два 37-мм орудия и один открыто установленный 7,62-мм пулемет «Максим», впоследствии замененный на пулеметную установку М-4 (4х7,62-мм пулемета «Максим»).
Круглые пулеметные башни имели прямоугольный люк в крыше. Четыре бронированные створки прикрывали амбразуру, позволявшую вести огонь из 7,62-мм пулемета М-1 при возвышении до 80°.
В 1939 году была проведена модернизация ПВО, вместо открыто установленного 7,62-мм пулемета «Максим» установили пулеметную установку М-4 (4х7,62-мм пулемета «Максим»), называемую в то время «комплексная зенитная установка». В 1940 году носовую башню 40-К с одной пушкой заменили на похожую 41-К. Конструкторы ухитрились втиснуть в башню 41-К вместо одного два орудия 21-К.