Найти тему
МИР (Море История Россия)

Дунайская флотилия (первого формирования). Коллекция любопытных кораблей. Мониторы проекта СБ-37.

Вместе с модернизированным "Ударным", с Днепра на Дунай перешли еще 4 монитора (два остались на Днепре). Они были почти однотипными, более поздней постройки. Самым известным среди них стал монитор "Железняков", он единственный из 6 мониторов этого типа пережил войну.

Мониторы стали продолжением проекта СБ-30 ("Активный", построенный на той же "Ленинской кузнице", но отправленный в разобранном виде на Дальний Восток).

Проект СБ-37 — серия из 6-ти советских речных мониторов «Железняков» (заводской номер 115), «Флягин»(№118), «Мартынов»(№119), «Жемчужин»(№116), «Левачев»(№117), «Ростовцев» (№120), строившихся в СССР в 1934—1936 годах специально для действий на реках Припять, Дунай, Днепр.

Корабли имели очень интересную особенность: их главный калибр размещался в башнях, которые вращались вокруг стойки (диаметром 760-мм) на которой располагалась рубка. Башня под рубкой вращалась, сама рубка- нет.

Восьмигранная боевая (ходовая) рубка высотой 2,0 м неподвижно крепилась на 750-мм трубе, жестко закреплённой на днище корабля и проходящей через башню главного калибра. Внутри трубы шел трап, с помощью которого через прорезанные в трубе лазы можно было попасть из рубки в башню главного калибра или в трюм.

К задней стенке прикреплялась дальномерная рубка, в которой на тумбе размещался 9-футовый дальномер ДМ-3 "Барра и Струда", тоже из числа закупленных еще до революции.

-2

Попасть в дальномерную рубку можно было только через лаз из башни главного калибра. Высота собственно башни - 2,76 м, по крыше дальномерной рубки - 3,92 м. От лобовой до кормовой стенки башни - 3,75 м.

-3
-4

Осадка по проекту должны была составлять 0,74 м при стандартном водоизмещении в 232 т или 0,76 м при нормальном водоизмещении 238 т, однако перегрузка, вызванная в том числе и переработкой проекта в процессе постройки, привели к увеличению водоизмещения до 272/286 т и осадки - до 0,85 и 0,9 м соответственно.

Принято писать: "На кораблях заказа СБ-37 использовались отечественные дизельные двигатели производства Воронежского завода. Два четырехцилиндровых двухтактных дизеля 4-СД-19/32 мощностью по 140 л.с. (из экспликации проекта) каждый"

4-СД-19/32 это "Русский дизель", производство которых вынесли в Воронеж, на завод им. Сталина. Дизеля дореволюционной разработки, которые могли работать даже на сырой нефти (но, естественно, с большим расходом).

С мощностью тоже идут чудеса. "Вики..." говорит, что это были два дизеля с мощностью по 140 л.с. каждый, которые вращали два трехлопастных винта диаметром 900 мм непосредственно через 9,5 м гребные валы.

Господа, 140 л.с. это мощность двигателя 2-СД-19/32, если на такой монитор поставить два движка по 140 л.с. 8 узлов он не даст.

Для сравнения, два 2-СД-19/32, это силовая установка пассажирского речника,водоизмещением 140 тонн и скорость его 8 узлов. Еще для сравнения: у "Ударного" (который чуть больше) мощность 1600 л.с (да, это "чемодан", но сравните 280 л.с. и 1600 л.с. при той же скорости). В реальности, мощность двигателей 4-СД-19/32 была по 280 л.с., (суммарно 560 л.с.) и, даже при этой мощности, скорость была не 8,3 узла, а, только 7,5.

Если что, это оригинальный документ времен войны.
Если что, это оригинальный документ времен войны.

И, опять же, "Вики ..." пишет: "По проекту, на спокойной воде мониторы могли пройти 1400 км при нормальном или 4700 км при полном запасе топлива". Ну, вообще-то, запас топлива был 22 тонны (и тонна масла для двухтактного двигателя). Что-то сомнительно, чтобы на таких запасах можно было пройти 1400 км. Авторы статьи на "Вики..." кажется при написании статьи, вообще, курили что-то не то. Вот скрин (дабы не сказали, что я что-то придумал).

-6

Еще раз: 3700 МИЛЬ ПОЛНЫМ ХОДОМ... Без комментариев.

Электроэнергию вырабатывали 2 двухцилиндровых генератора ПН-205 системы «компаунд» мощностью по 12 кВт. Напряжение бортовой сети - 115 В постоянного тока. Мониторы оснащались боевым прожектором МПЭ-36,0-2 с диаметром зеркала 60 см. В состав штурманского оборудования входили два 127-мм магнитных компаса и ручные лоты.

Два полубалансирных руля управлялись электрическими рулевыми машинками из ходовой рубки или вручную из поста в ахтерпике. Носовой якорь Холла убирался в клюз правого борта электрическим шпилем, имевшим также аварийный ручной привод; кормовой якорь - только вручную. Для обогрева жилых помещений служил паровой котел системы Шухова паропроизводительностью 220 кг/ч.

Вооружение (на начало войны)

В качестве главного калибра планировали установить пушки Б-2 (Обрезанные до 45 калибров пушки ОСЗ-Виккерса 102/60-мм). Проблемы, традиционные для этих орудий (такие же поставили на "Красный Кавказ" как зенитки, но, потом сняли) заключались в их низкой скорострельности и невозможности ведения зенитного огня, хотя их для этого и разрабатывали.

-7

В связи с выявленными недостатками, у орудия был изменен станок (Б-18). Так появились артустановки МК-2-4. Живучесть ствола - 600 выстрелов. Вертикальное наведение орудий индивидуальное, только ручное (5 град/с). Но разработка нового станка проблемы не решила. Теоретически допустимая стрельба по воздушным целям (угол возвышения орудия 60°) на практике оказалась невозможной из-за трудности досылания патрона весом в 30 кг в ствол орудия поднятого на угол более 35°. Длинный снаряд упирался в палубу (как и у Б-2).

В состав входили одна носовая и одна кормовая башни 40-К с одним 45-мм орудием 21-К каждая. После модернизации в 1940-41 годах носовая башня была заменена на башню 41-К с 2-мя 45-мм орудиями 21-К.

Башни 40-К и 41-К были разработаны специально для речных мониторов на базе башни танка Т-28, в них использовался прицел ШБ-1, расчет состоял из 3-4 человек (наводчик и заряжающий в башне и один погребной для 40-К или два для 41-К).

Кроме того в состав средств ПВО входили две пулеметных башни с одним 7,62-мм пулеметом «Максим» каждая, два 37-мм орудия и один открыто установленный 7,62-мм пулемет «Максим», впоследствии замененный на пулеметную установку М-4 (4х7,62-мм пулемета «Максим»).

-8

Круглые пулеметные башни имели прямоугольный люк в крыше. Четыре бронированные створки прикрывали амбразуру, позволявшую вести огонь из 7,62-мм пулемета М-1 при возвышении до 80°.

В 1939 году была проведена модернизация ПВО, вместо открыто установленного 7,62-мм пулемета «Максим» установили пулеметную установку М-4 (4х7,62-мм пулемета «Максим»), называемую в то время «комплексная зенитная установка». В 1940 году носовую башню 40-К с одной пушкой заменили на похожую 41-К. Конструкторы ухитрились втиснуть в башню 41-К вместо одного два орудия 21-К.