Восьмого числа мы ходили в театр. И то я переваривала мысли, то Интернет отрубили - ну никак отчёт не предоставить!
Ладно, расскажу, как выйдет.
Есть у меня принцип: жизнь моя настолько непростая, что в театр я хожу только на комедии. Пострадать и так достаточно поводов — посмеяться, отдохнуть и порадоваться гораздо меньше. Именно поэтому я практически не затрагиваю здесь, на своём канале серьёзных тем. Как говорится, давайте восклицать, друг другом восхищаться.
Вот и тут. Мы узнали, что у нас в Самаре открывается всероссийский фестиваль "Русская классика. Страницы прозы", приедут театральные коллективы из других городов. Андрей, зная мой принцип, выбрал спектакль санкт-петербургского театра "На Васильевском" - лирическую комедию "Последний троллейбус".
Я заранее ознакомилась с кратким содержанием пьесы, чтобы не отвлекаться от актёрской игры. Оказалось, что действие происходит 9 мая 1965 года - тогда впервые этот день стал нерабочим по указу Генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Ильича Брежнева, который сам воевал. Как говорили, он вернул людям Победу. Спектакль камерный, одно действие в 1 час 15 минут, и всего три действующих лица - если не считать стихи автора, Александра Володина, и песни Булата Окуджавы.
В театр мы приехали заранее, но пока ждали друзей, время вышло. В зале оказались минут за пять до назначенного времени начала.
И вдруг неожиданность: артистки уже были на сцене. В образе. То есть не Надежда Георгиева и Любовь Макеева, а Тамара и Катя . Они задорно играли в города. Катя помахивала праздничной газетой "Правда", Тамара считала выручку - рейс-то последний.
В какой-то момент Катя обратилась за помощью зала - подсказывайте, мол! Какой город на букву "С"? - "Самара!" - "Санкт-Петерург!" - "Сызрань!" Народ включился очень активно. Так мы развлекались минут 10, пока Катя не стала читать стихи из роли. Но и то разогнавшаяся публика не сразу остановилась, ещё пару раз названия городов выкрикивали. Было весело.
Как здорово, подумала я. Вот это мне нравится, вот такой спектакль замечательно меня развлечёт!
Правда, артистам пришлось прерваться на обязательную часть: фестиваль же! Открытие! Мало того, оказалось, что этот фестиваль ещё и конкурс: в зале присутствует компетентное жюри из самой Москвы, ух ты!
А ещё были люди из местных новостей, снимали сюжет, и мы с Андреем даже попали в телевизор - во-о-он там, я в "Печатном прянике" и Андрей в очках! :)
Ну наконец с торжественной частью было покончено и началось действие.
Поздний вечер. Троллейбус отправляется в последний на сегодня рейс. В салоне всего две женщины - и то потому, что тут их рабочее место, это кондуктор и водитель, Тамара и Катя.
Машина уже почти тронулась, как в салон заскочил мужчина. Катя, проходя за руль, что-то говорит по этому поводу, а вот Тамара не может поверить своим глазам: это Илья, с которым она провела несколько незабываемых дней в июне 1941-го, в которого влюбилась, проводила его на фронт, писала ему письма... И который сначала просто перестал отвечать, а потом и вовсе исчез из её жизни. И сейчас, увидев, не узнал...
Я знаю,что среди читателей моего канала много питерских. Вдруг вы решите посетить это представление там, у себя. Поэтому не буду детально пересказывать содержание, лучше поделюсь впечатлениями.
Ну во-первых, артисты замечательные. Женщин я уже назвала, а в роли Ильи - Артём Цыпин, он же постановщик спектакля.
Во-вторых, драматургия хороша. Пьеса написана по мотивам произведений Александра Володина: "Пять вечеров" и "Записки нетрезвого человека".
Я только начала читать Записки..." - да, прямых цитат оттуда много.
Вот, например, эпизод. Тамара стала расспрашивать Илью, воевал ли он. У неё ком в горле и сердце сжимается: она своими глазами видела, как он уходил, она провожала любимого, а он просто вспоминает события, как это было:
Когда открыли двери кинозала, солдаты-мальчишки выскакивали с радостными воплями.
- Что такое?
- Вoйнa! - кричали они. - Сейчас объявили. Вoйнa с Германией.
Вoйнa! Это значит - конец казарме, заграничные страны, и после победы - домой!
Мы шли строем, но пели, хохотали, и командиры нас не останавливали. Было смешно, что женщины у дверей и у ворот, глядя нам вслед, плакали.
Правда, долго Тамара молчать не смогла. Она всё же призналась Илье, что вот она та самая веснушчатая девчонка, что бежала вслед грузовику, на котором их увозили на фpoнт.
В спектакле много стихов - их читает Катя. Сложно произносить поэтические строки так, чтобы они воспринимались как сокровенный рассказ, без пафоса и театральщины, но артистке это удалось.
Обратите внимание на одежду героев. Рабочие ботинки Кати, мнучая поплиновая юбка и малоэластичные колготки Тамары, короткие брюки и широкий галстук Ильи - они прямиком оттуда, из небогатого 1965-го. Похожую шляпу в моём детстве носил мой отец. И да, не только с пальто, но и летом - с пиджаком, вот как и тут. А у деда был почти такой же галстук. Портфель - признак интеллигента.
Герои рассказывают, как они жили эти годы. Тамара бодрится: у неё важная и ответственная работа, замечательный племянник, вот она бригадиром недавно стала. Илья говорит, что жена умерла. У Кати дочка - ей уже 14! Очень простые истории, но сколько в них пронзительности. Конечно же, и Тамаре, и Кате хочется женского счастья, семью. А Илья мечтает о творчестве, о том, чтобы писать - и не только в состоянии подпития...
Я плакала. Заметила это на финальных аплодисментах - захлопала, и щекам стало прохладно от слёз. То ли содержание пьесы так подействовало, то ли игра артистов, то ли схожесть в судьбах - а может, всё вместе.
И одна мысль билась в голове: ага, конечно, комедия, как же!
Когда всё кончилось, Андрей наклонился ко мне и тихонько произнёс:
— Ну вот, сходили на комедию!
И тут я поняла, что всё-таки счастье есть. Его возможно встретить. Иногда оно даже принимает облик человека, с которым совпадаешь.
Чтобы это понять, стоило отступить от своего жизненного принципа и посетить не комедию, а вовсе драму.