Самое простое определение Менеджер - управляющий или человек осуществляющий менеджмент. Уверен, что легче от этого определения не стало! Более понятное определение, отражающее ключевую характеристику: Менеджер – сотрудник имеющий подчиненных.
Что должен делать Менеджер чтобы успешно управлять подчиненными (функции менеджера)?
Важно: Термин функция имеет множество значений. И даже в рамках данной статьи, этот термин будет использован в нескольких значениях. Будьте внимательны при чтении статьи. В данном случае термин "функция" - это регулярно выполняемое действие (что необходимо делать для получения результата)
Для описания функций менеджера используем модель Файоля (что делает менеджер):
- Планирование – определение целуй организации, подразделений, сотрудников, разработка перечня мероприятий для их (целей) достижения и оценки требуемых ресурсов. На этом этапе происходит декомпозиция и согласование целей всех подсистем организации (служб, департаментов, отделов, ...) на всех уровнях управления
- Организация – создание системы, способной реализовать поставленные цели и координация деятельности подсистем
- Мотивация – стимулирование сотрудников на достижение целей
- Контроль – сбор информации о результатах, выявление значимых отклонений и их анализ. Разработка корректирующих воздействий
Эта модель применима для проактивного менеджмента - подхода при котором Менеджер ставит цель и стремится к ее достижению, занимается рефлексией.
В Менеджменте так же существует реактивный подход: ждем отклонений и реагируем на них. Такой подход применим только для "мелкого" бизнеса, состоящего буквально из нескольких человек.
Чем управляет Менеджер?
В современном взгляде на менеджмент объектами управления являются: функция, бизнес-процесс, проект. Опишем эти объекты управления более подробней
1. Функция - группа людей выполняющая схожие работы. Основные функции (управляемые группы) организации:
- Маркетинг - сотрудники, занимающиеся рекламой, продажами, рыночным ценообразованием, ... ,
- Производство - сотрудники занимающиеся основными и производственными процессами,
- Финансы - сотрудники, занимающиеся Казначейством, Финансовым и Управленческим учетом
- Персонал - сотрудники, занимающиеся обеспечением организации трудовым ресурсом
Каждая функция организации, в свою очередь делится на подфункции (более мелкая группа людей, выполняющих схожие работы). Например функция "Персонал" делится на: подбор, адаптацию, ротацию, аттестацию, кадровый учет, увольнение, мотивацию, формирование кадрового резерва, обучение, ...). Каждая подфункция делится в свою очередь на под-подфункции и так далее.
Во главе каждой функции и подфункции (или группы подфункций) стоит менеджер, который отвечает за Результативность и Эффективность деятельности вверенного ему подразделения. Менеджер отвечает за то, чтобы вверенный ему объект управления выдавал в нужные сроки (или период) необходимый объем результата требуемого качества. Плюс - затраты (потраченные ресурсы) на достижение данного результата должны быть оптимальны. На примере подфункции Продажи (функция Маркетинг): Директор по продажам отвечает за выполнение месячного плана продаж (объем услуг за период), отсутствие обоснованных замечаний со стороны покупателей (качество услуги), соблюдение бюджета продаж (потраченные ресурсы на оказание услуги)
Небольшое замечание (для более глубокого понимания):
- Генеральный директор - управляет всеми функциями организации
- Выше приведен не полный список функций. Есть еще "не основные" функции: логистика, юридическое обеспечение, АХО, безопасность, ...
- Не все функции выполняются в организации. Некоторые передаются на аутсорсинг (внешнее исполнение). Например: Кадровый учет, Бухгалтерский учет, транспортная логистика, складская логистика - могут быть переданы на аутсорсинг
(Продолжение следует)
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить полезную информацию