Мир стремительно меняется: почти каждый день происходят научные открытия, совершенствуются технологии, создаются новые рабочие места, изменяются требования к квалификации. Сектору образования необходимо спешно адаптироваться согласно этим изменениям и отражать тот факт, что основные востребованные навыки будущего будут сильно отличаться от того, чему обучали в прошлом. Другими словами, должно измениться не только то, чему учат в образовательных учреждениях, но и то, как учат, чтобы поспевать за быстрой цифровизацией, которая происходит во всех сферах, а не только в образовании.
Давайте рассмотрим эти две основные темы более подробно, чтобы увидеть, как то, чему нас учат, и то, как нас этому учат, может измениться в течение следующих нескольких лет.
Переосмысление того, чему нас учат
Образование — на всех уровнях — должно развиваться, чтобы научить навыкам, необходимым для процветания в непрерывно меняющемся мире. Многих профессий, на которых будут работать сегодняшние школьники, еще даже не существует. Прогнозируется появление свыше 100 миллионов новых рабочих мест в сфере технологий в ближайшие пять лет, и почти все уже, так или иначе, можно выполнять удаленно. Итак, какие навыки будут необходимы для успеха?
- Навыки инноваций и творчества (включая решение проблем и аналитическое мышление).
- Технологические навыки (включая науку о данных и программирование).
- Навыки межличностного общения (включая эмоциональный интеллект, эмпатию, сотрудничество и социальную осведомленность).
Большинство людей наверняка обрадовало, что «человеческие» навыки, такие как креативность и межличностное общение, попали в перечень. По мере того как машины способны автоматизировать все больше и больше задач на рабочем месте наши, присущие именно человеку, социальные и эмоциональные навыки станут основой на рабочих местах будущего. Имея это в виду, можно добавить к списку необходимых навыков следующие:
- Этика — например, специалист по этике ИИ — это та должность, которая начинает набирать обороты, поскольку все больше компаний стремятся создавать ИИ вежливым и похожим на человека.
- Разнообразие (культурное разнообразие и разнообразие мышления) — знаете ли вы, что количество людей, нанятых в качестве экспертов по разнообразию рабочих мест, увеличилось на 64 процента во всем мире в 2020 году? Эта профессия может стать очень востребованной в будущем.
Переосмысление того, как мы этому учим
Образование каким мы его сейчас знаем появилось уже множество поколений назад и показательно то, что общий подход людей к образованию мало изменился с тех пор. В классах и лекционных залах по всему миру учащиеся по-прежнему в основном сидят лицом вперед и слушают, как учитель монотонно преподносит материал, который они должны запомнить.
Это ни в коем случае не значит, что учителя и лекторы не нужны в нынешних реалиях, но для того, чтобы обучать навыкам, необходимым для процветания в 21 веке, и воспитывать лидеров, в которых нуждается современный мир, сам способ предоставления образования должен адаптироваться. Наиболее вероятно, что учителя будущего станут рассуждать с обучаемыми на преподаваемую тему, а не просто читать материал. Вот некоторые из ключевых факторов, способствующих этому изменению:
- Больше оцифрованного контента. Онлайн-обучение – тенденция, которая резко ускорилась в связи с недавней пандемией.
- Больше персонализированного, индивидуального и самостоятельного контента. Обучение становится гораздо более гибким и регулируемым в соответствии с потребностями каждого учащегося.
- Больше командной работы. Совместное решение проектных заданий и проблемно-ориентированное обучение, наиболее точно отражающее рабочее место 21 века.
- Более быстрое обучение. согласно исследованию Microsoft, продолжительность концентрации внимания людей теперь составляет около восьми секунд. (Это меньше, чем у золотой рыбки!) В будущем больше образования должно будет предоставляться в виде контента размером с рекламную брошюру.
- Более иммерсивное обучение. Использование таких технологий, как виртуальная реальность и дополненная реальность, для оживления тем и погружения учащихся в предмет.