Найти в Дзене

"Как развить мышление ребенка гармонично, при этом не утомив его?" Делюсь решением, которое поможет раскрыть потенциал ребенка.

Оглавление

  • Как сохранить природный дар ребёнка, дать знания и умения, не насаждая своей воли и модели?
  • Как сбалансировать все функции восприятия и получить уникальный индивидуальный результат от каждого, если детей больше двух?
  • Как не утомить, как договориться, как выполнить свою воспитательную задачу без давления?
  • Как развить мышление гармонично и сбалансированно?
  • Как развить мозг?

И главное!

  • Как подготовить благодатную почву для решения логических задач и коммуникативных навыков?
  • Как развить эмоциональный интеллект?
  • Как быть со сложными детьми и корректировать поведенческие паттерны?

Вопросов масса - ответ один.

Философ Уильям Джеймс, называемый отцом современной психологии, писал о том, что музыка может воодушевлять, направлять, настраивать на работу и игру, лечить от большого количества неврологических болезней.

  • Действительно, в качественных музыкальных занятиях для любого ребёнка открывается огромное поле перспектив: от коррекции РАС или профилактики дислексии, диспраксии, до возможности видеть мир глазами творца и беспрепятственно являть людям свой талант, свою уникальность.
  • И есть только одна большая загвоздка. Для первого знакомства с музыкой и последующего ненасильственного овладения этим великолепным инструментом познания мира требуется высокопрофессиональный чуткий педагог.

У такого педагога фокус внимания смещён с собственного эго на личность и потребности ученика.

Несмотря на то, что у наставника есть чёткий план занятия, цель и движение к результату, он внутренне всегда настроен на волну группы. Он - идеальный наблюдатель и чувствует, как в моменте разжечь и направить интерес детей.

Подача информации и материал всегда корректируются в соответствии с возрастом, возможностями и настроениями маленьких Больших Личностей.

И тогда дети на занятии проживают себя через свой уникальный опыт движения, пения, игру на детских музыкальных инструментах и импровизацию.

Где найти такого учителя от Бога?

Судя по тенденции к всеобщему ухудшению внимания и поведения у дошкольников, по обилию проблем с чтением и письмом у первоклассников, ситуация с дошкольным музыкальным развитием в госструктурах просто ужасающая.

Музыки в садах всё меньше, на ней экономят. Ценящие себя профессионалы по понятным финансовым причинам не стремятся идти в муз.руководители. Воспитателям созданы такие условия, что они часто работают в двух группах и должны вести все занятия, в том числе физкультуру и музыку.

Чем это оборачивается? Выгоранием и бесконечными окриками «не бегайте, не кричите, сядьте, всем быстро спать».

Что было в системе дошкольного образования в прошлом? Всё то, что исподволь настраивало речь, внимание и умение слушать, отвечать с первого раза.

У наших мам и пап было в разы меньше проблем с «фокусом», потому что в садиках тех времён были ежедневные театрально-музыкальные игры, озвученные физминутки, даже организационные ритуалы: специальные попевки о мытье рук или переключении на новую деятельность.

Всё это комплексно выстраивало психофизические процессы без прямого давления. Воспитание и обучение детей начиналось с правильно организованной атмосферы и музыкальной среды.

  • Большинство моих коллег - нейропсихологов сегодня отмечают удручающую тенденцию. С каждым годом все больше детей к 7 годам имеют задержку речевого и психологического развития.
  • Многим родителям приходится отдельно посещать логоритмику и оплачивать логопеда, чтобы закрыть пробелы дошкольного развития. Есть и те, кому вообще не повезло с воспитателями. Пришлось прекратить водить ребёнка в сад из-за постоянных болезней.
  • Естественно, как только у ребёнка начинается, говоря языком психосоматики, «территориальный конфликт» (нарушаются его границы принуждением и критикой со стороны взрослых, а потом и агрессией со стороны детей в группе), то сопли не прекращаются, постоянно поднимается температура. Режим посещения сводится к «2 недели дома - 2 дня в саду».

А уж истерик с утра: «не пойду в садик», наверное, не избежала ни одна из нас, - мам двух -, трёхлеток.

И тогда малыши остаются дома насовсем. Многие мои клиентки - мамы отмечают трудности у «домоседов» и с посещением кружков. «Не хочу, не буду» - дети забиваются в угол на первом же пробном занятии.

Что делать?

Оставить ребёнка в покое?

Сложное решение. Часто после первых 6 лет жизни в домашней расслабленной обстановке таким детям бывает непросто влиться в строгий режимный процесс обычной школы. Начинаются нюансы восприятия и особенности поведения.

  • Появляется потребность в альтернативном образовании или семейном обучении.
  • Безусловно, на выбор образовательной стратегии накладывается масса других причин, в том числе, и, мягко скажем, неидеальность школьной программы, личностные нюансы учителей, особенности стиля жизни родителей.
  • Однако корень общей тенденции к распаду школьной системы я вижу именно в дошкольном образовании. И начинается он с удаления хороводов и музыкальных игр, как важного звена между математикой и лингвистическим развитием.

Музыка давно стала нудной обязаловкой в школе, каким-то однообразным фортепианным приложением к утренникам.

А в Тик - токе и на Ютьюбе, - в «настоящей жизни» современного школьника, музыка совершенно другая. Агрессивная, взрослая, въедливая.

Дома музыка часто звучит только по праздникам. И это всё тот же взрослый «туц-туц».

Какой же видится выход, если буквально каждому ребёнку необходимо музыкальное «проживание себя», чтобы оставаться в контакте с телом и развивать сенсорную систему? И самый бережный вариант такого развития - через лучшие примеры музыкальной классики.

Музыкальная школа не для всех, вы скажете.

Да, соглашусь.

Однако если к ней правильно подготовиться - вдоволь наиграться в музыку, начиная с года, пробовать множество разных инструментов - перкуссию, струнные и духовые, а потом вместе с ребёнком выбрать инструмент и педагога, то качество жизни у ребёнка и всей семьи в целом будет настроено почти идеально.

  • Потому что хорошая музыкальная школа - это про качественные нейронные связи, баланс межполушарного взаимодействия, саморегуляцию, дисциплину, усидчивость, труд и культуру самовыражения.
  • Занятия балетом, танцы - это тоже музыкальная деятельность и глубокое гармоничное проживание себя через музыку. И там тоже важен выбор «своего» наставника. Поэтому если вдруг не пошёл инструмент, то пение и музыкальное движение обязательно стоит добрать.
  • Существует, на мой взгляд, два «работающих» комплексных подхода для гармоничной подготовки восприятия дошкольника и настройки первичного интереса к музыке.

Это система «Воспитание искусством» и Орф-педагогика.

И там, и там, естественно, важен профессионализм педагога. То, как именно он воплощает методики на практике.

Идеальный микс музыкального движения, пения, игры на музыкальных инструментах - это так называемый Орф-подход. Орф-педагогика достаточно развита на Западе, особенно в финских и скандинавских школах. В советской и российской школе флагманом этого подхода был выдающийся методолог и педагог Лев Виноградов.

Несмотря на возрастающий интерес к Орф-педагогике в последние годы, учителей, классно владеющих методом очень мало. Там, где музыка, речь, движение соединяются в одно творческое высказывание, претендуя на звания отдельного педагогического искусства, профессионалов можно пересчитать по пальцам одной руки.

Я знаю только одного теоретика орф-подхода, который классно пишет пособия, двух - трёх, - которые обучают орф-педагогов. И знаю только одного действительно уникального практика - Ольгу Дементьеву. @dementeva_pedagog_master

Моё личное погружение в Орф-подход обнаружило для меня то, что я постоянно искала, пробовала и использовала интуитивно. Самое мощное соприкосновение происходило на семинарах с западными звездными учителями Леонардо Ривейро, Малины Сарановска, Сойли Перкио. Повезло в доковидные времена.

То, как может быть идеально выстроено погружение ребёнка в тему через разные варианты музыкальной деятельности, мне удалось почерпнуть на четырёхдневном семинаре финского педагога, президента Орф-сообщества, композитора, автора обучающих методик и телевизионных музыкальных программ Сойли Перкио. 

Так, в первый день мы танцевали разные характеры двух братьев-медвежат, а в конце смыслово и технически нарастающее музыкальное путешествие с этими медвежатами вылилось в инструментально - певческие театральные импровизации. Мы воплощали сюжет прямо на ходу, импровизировали группой 8-10 человек на одном дыхании.

Спустя 5 лет у меня получилось выстроить собственный путь. Весь мой, более чем двадцатилетний, педагогический поиск реализовался в мета-системе «РастиУм». Я беру самые действенные принципы из разных методик (в том числе Д.Кабалевского и С.Белецкого) и задействую музыку как инструмент для преподнесения ребёнку знаний не только об окружающем мире, но и о самом себе.

Ведь музыка сонастраивает нас в пространстве и времени. Движение, ритмизация тела под звучание, присвоение образа и погружение в драматургию (сказку, легенду, притчу) создают тот необходимый эффект незаметного для ребёнка образовательно-воспитательного процесса.

Так наши предки на заре цивилизации, будучи маленькими детьми в масштабах истории, учились и обновлялись в мистериях и религиозных обрядах. Так они росли и духовно, и физически.

Многие родители, имея свой негативный опыт с обучением музыке, стучатся в музыкальную дверь последней.

Когда уже всё перепробовано и пройдено, а капризы, неуправляемость, демонстративное поведение, утомляемость ничем не побеждаются.

Попробуйте внести классику в вашу жизнь❤️

Если пробовали и не получилось - читайте следующий пост. Расскажу, как это сделать поэтапно.