Дастин Хоффман родился 8 августа 1937 года в Лос-Анджелесе в бедной еврейской семье. Его предки эмигрировали из Киева в начале века и страх въевшийся в кожу, был, пожалуй, единственным багажом, который они вывезли из России. Дастин был младшим ребенком в семье.
Великого актера природа наделила далеко не актерской внешностью.
« В школе издевательствам одноклассников не было предела. "Для них я был не просто "карликом" или "коротышкой", я был для них "человеческим обрубком. Он вспоминал как в детстве долго не мог заснуть, представляя себя дерущимся воином, получающим удар за ударом, падающим, но встающим вновь, чтобы продолжить борьбу. И побеждающим. Но это было только в мечтах. А в жизни было по другому.
«Мои родители были детьми эры экономической депрессии. Они постоянно твердили: «Ты ничего не понимаешь», «Ты не знаешь цену доллару», «Ты даже не подозреваешь, что мы пережили».
Он страдал дислексией нарушением способности к овладению навыком чтения, ему было трудно учиться и вдобавок ко всему как говорил Хоффман, у него была лучшая в школе коллекция прыщей на лице. И несмотря на это, несмотря на яростные протесты родителей, после школы он пошел учиться в театральную студию, где все старались ему объяснить, что он никогда и ни при каких обстоятельствах не попадет ни в кино и на сцену.
После окончания школы он десять лет он мыкался, жил впроголодь, стучался во все театральные двери, но они были наглухо были закрыты перед этим странным, некрасивым носатым коротышкой.
Он ждал и жаждал играть, жаждал сниматься и старался не потерять веры в свой талант и надежды на то, что когда-нибудь, кто-нибудь его заметит и даст, хоть какую-то роль.
Наконец, в двадцать восемь лет сумел устроиться в театр, и это была ставка больше чем жизнь. И он выиграл — за роль в спектакле он получил престижную театральную премию, которую разыгрывают между вне бродвейскими актерами.
А в 1967 кинорежиссер Майк Николс увидев его в постановке, пригласил на главную роль в фильме «Выпускник». В тридцать лет, когда большинство голливудских звезд находятся уже в зените славы, Хоффман только начинал, и ему взрослому мужчине, предстояло сыграть юношу, которому только что исполнилось девятнадцать. Открывший актера режиссер и не предполагал, что этот застенчивый парень станет суперзвездой, лауреатом двух Оскаров и одним из самых популярных американских актеров. Впервые придя на пробы, Хоффман так нервничал и был так напуган, что его приняли за уборщика и со страху, он начал тут же протирать стекла в кабинете продюсера.
На премьере фильма у Дастина от ужаса не переставая стучали зубы, но это звучал марш победителя.
«Выпускник» был номинирован в 6-ти номинациях и в том числе за лучшую мужскую роль.
После триумфа в "Выпускнике" Дастину от предложений не было отбоя, но он не спешил, тщательно выбирая новую роль. Слишком долго он шел к славе, слишком долго он сидел без работы, чтобы позволить себе промахнуться.
И неожиданно для всех, он, отвергающий один сценарий за другим, соглашается на второстепенную роль в первом американском фильме англичанина Джона Шлезингера «Полуночный ковбой». Его герой озлобленный, больной, грязный, мелкий воришка с неприятным, измученным лицом по прозвищу крыса. Но Дастина мало интересовал гламур и чужое мнение, убеждающее его, что эта роль смертельно опасна для его карьеры. Хофману нравилась эта роль. Он болел ею и так вжился в образ, что заходился перед камерой в туберкулезном кашле до рвоты. Чтобы правдоподобно хромать он насыпал себе в ботинки мелких камешков, стирая на съемках ноги до крови.
За роль в картине «Полуночный ковбой» он вновь выдвигается на Оскара, как и его партнер по фильму Джон Войт. Не получив награды, Хоффман пошутил: все голоса поровну разделились между мной и Джоном Войтом, поэтому премию решили вручить третьему.
Завершает 70-е фильм, фильм «Крамер против Крамера». Успех этой картины был оглушительным и собрал огромное количество «главных» призов. Фильм «Крамер против Крамера» рассказывает о необычной ситуации: из семьи уходит жена и мать, уходит, решившись найти себя и свое место в мире. И два человека — отец и сын — остаются один на один друг с другом и с жизнью, в которой один привык думать только о своих делах, а другой маленький впервые столкнулся с миром взрослых проблем и очень страдает. Сколько тонкости, сколько терпения, сколько умения услышать другого и смелости понадобится им, чтобы построить свой мир заново, уже вместе , ведь есть тысяча причин опустить руки, отказаться от борьбы за то, что тебе дорого, и лишь любовь и сострадание поможет победить боль и одиночество.
За этот фильм Хоффман получает, наконец, Оскара а съемочная группа вздохнула с облегчением, потому что, наконец закончился этот кошмар под названием Дастин Хоффман. Актеры, которым выпала нелегкая участь играть с ним, говорят об этом с содроганием. Он доводил всех до исступления. Мерил Стрип, свою партнершу он так замучил своими диктаторскими замашками, что та и спустя 30 лет наотрез отказывается с ним работать. Дастин влезал в каждую мелочь, он учил на съемочной площадке всех - режиссера что надо снимать, оператора как снимать, сценариста как писать сценарий, актеров как играть. Он так вошел в роль покинутого мужа, что во время съемок жена, с которой он прожил 10 лет, не выдержав, и подала на развод.
Можно по разному относиться к актерскому натурализму Хоффмана. Великий Лоренс Оливье спросил Хоффмана, который играл бомжа, почему он приходит на съемки в таком затрапезном виде. Хоффман ответил, что он хочет проникнуться жизнью среди помоек. «А вы сыграть не пробовали?» заметил Лоуренс Оливье. У каждого творческого человека свой метод и победителей не судят. "Почему я должен кому-то уступать? Я и так отдал славе слишком много - времени, сил, здоровья. И потом место под солнцем должно принадлежать лучшим. А разве я не лучший?». Отвечал актер на все замечания съемочной группы.
«Некоторые коллеги меня называют крохобором и занудой, говорит Хоффман. Не понимаю, что тут плохого? Когда Стрейзанд делает фильм, она все перепроверяет тысячу раз, потому что понимает, что за неудачу спросят, прежде всего, с нее. Почему же я должен поступать иначе, если чуть ли не каждый фильм сам тащу на своих плечах, а потом, если бы вам предстояла серьезная операция, какого хирурга вы бы выбрали противного зануду или веселого рубаху парня?»
Хофман так долго шел к профессии и заработал славу наперекор всему, что лихорадочная страсть к работе вошла в кровь и плоть, она стала целью и смыслом жизни, и потому он так истово работает, и поэтому так бесится, когда кто-то относится к работе иначе.
Упрямство, которое помогло ему выжить и победить, заставляло его постоянно доказывать, что он лучший. И чем сложнее была роль, тем радостнее он за нее хватался.
Упрямство, которое помогло ему выжить и победить совершенно испортило его характер. На вопрос журналиста с кем вы дружите, актер ответил: «А кто со мной будет дружить?»
И все-таки Дастину повезло, после развода с первой женой, нашлась все-таки смелая женщина, которая рискнула связать свою жизнь с таким непростым человеком. Она юрист и далека от мира кино. У них шестеро своих детей и один приемный.
«Крамер против Крамера» принес актеру Оскара и тут бьы взять быка за рога, но Хоффман несколько лет отказывался сниматься. «Стать звездой, все равно, что умереть, - говорит он, - тебя мумифицируют и ты не можешь свободно двигаться».
Следущим фильмом после Крамера стала картина «Тутси» и вновь бешеный успех и новая номинация на Оскар. Здесь Хоффман превзошел сам себя: по сюжету безработный актер с несносным характером переодевается в женщину, чтобы устроиться на телевидении. В наш век, когда женщины стараются ни в чем не уступать мужчинам, Хофман изобразил свой мужской идеал женщины, пользуясь набором чисто женских, кокетливо-зазывных жестов и ухваток. До сих пор этот фильм остается любимым детищем Дастина и по его мнению самым автобиографичным.
Он долго готовился к этой роли, пытаясь понять, что же волнует женщин, начал даже читать любовные романы, от которых поначалу впадал в ступор, совершенно не понимая от чего же так страдают и чего хотят героини.
Вот отрывок из интервью с актером, опубликованного после премьеры:
Женщины, которые работали с нами над картиной, говорили мне, никто из нас не ведет себя таким образом!» И давали советы, как и что надо делать. К счастью, я их не слушал. Вот и получалось - дама делает мне замечание: «Таким жестом поправлять- волосы нельзя», а минуту спустя сама повторяет мой жест.- А как к «Тутси» отнеслись ваши родные?
- Фильм им понравился. Правда, моя дочь Дженна сказала, что в жизни мне навряд ли удалось бы обмануть кого-нибудь таким маскарадом. Тогда мы договорились, что я появлюсь в школе, представившись ее тетей. Задача была не из легких: учителя Дженны не раз видели и меня и «Тутси». Но мне удалось их одурачить.
Особенно мне понравились слова директрисы: «Вы совсем не похожи на своего брата. Теперь, моя милая, я знаю, с кого он срисовал свою Дороти». Так-то! И всем мужчинам советую: «Не спорьте с женщинами!» Их надо убеждать только фактами, но делать это ненавязчиво.
И если в "Крамер против Крамера" актер доказал, что мужчина может быть лучшей матерью, чем женщина, то в "Тутси" убедил, что мужчина может быть лучшей женщиной, чем сама женщина.
Актер был вновь номинирован на Оскар, но премия досталась другому. . Хофман шутил, что ему не дали за эту роль «Оскара» лишь только потому, что возник вопрос: в какой категории выдвигать Хоффмана - как "лучшего актера" или как "лучшую актрису"?
В 1988 году последовал новый триумф и вторая премия Оскар за главную роль в фильме «Человек дождя» за роль персонажа больного аустизмом в фильме «Человек дождя» В Голливуде ходила злая шутка, что впервые золотая статуэтка выше ростом, чем ее обладатель.
Уникальная актерская работа Хоффмана в этой картине стала возможна благодаря все той же изматывающей подготовке к съемке, общению с психиаторами, больными аутизмом, чтению толстых медицинские журналы журналов и книг.
Хоффман не пожалел усилий, чтобы постичь непривлекательную реальность аутизма. Более года он провел с больными и их семьями и, в конце концов, сблизился с двумя из них, которые и стали прототипами его героя. На съемки фильма ушло восемнадцать месяцев, небывалый срок по голливудским меркам.
Работа над фильмом шла трудно, а главное не было уверенности, что картина будет пользоваться успехом. «Мы были с режиссером в такой депрессии, что даже не хотели доделывать фильм", - вспоминал Хоффман. В результате режиссер получил своего Оскара за лучший фильм, а , Хоффман получил второго "Оскара" за лучшую мужскую роль.
Хоффман снялся после «Человека дождя» больше чем в 30 фильмах. Сейчас Актеру 85 лет.
У него прекрасная семья, шестеро детей и куча внуков.
«Вполне вероятно, что я уже миновал пик своей актерской карьеры. Конечно, мне бы хотелось думать, что это не так, но давайте взглянем правде в глаза: большинство актеров совершают свои самые выдающиеся достижения в возрасте до 35 лет. Это звучит страшновато, но меня это не пугает. Когда актер умирает, в некрологах пишут: "такой-то и такой-то, снялся в таких-то фильмах". И это все, что после него остается. Я говорю себе: "Не попади в эту ловушку. Нет ничего важнее семьи и близких тебе людей" говорит Дастин Хоффман.
И он уже придумал себе эпитафию: "Я так и знал, что этим кончится"