В предыдущей статье я начал рассказ о североамериканской экспедиции конкистадора Панфило де Нарваэса, которую ожидало множество приключений и еще больше смертей. Мы с вами познакомились с некоторыми участниками экспедиции, а также узнали о трудностях, с которыми столкнулись испанцы на своем пути во Флориду. Настало время рассказать, что ждало конкистадоров на неизведанных землях. Какие богатства или несчастья выпали на их долю...
В поисках индейского золота
После месяца упорных попыток преодолеть мощное течение Гольфстрима, кораблям Нарваэса все же удалось добраться до берегов Флориды. Это произошло 12 апреля 1528 года. Конкистадоры остановились в Слепой бухте, неподалеку от Тампа-Бэй. Буквально сразу же их ждало первое открытие: на берегах бухты были обнаружены постройки с развитым земледелием и архитектурой. На первый контакт с неизвестными аборигенами Панфило де Нарваэс отправился сам, взяв с собой три сотни человек для пущей убедительности. Встреча с индейцами прошла без особых проблем. Стороны быстро нашли общий язык, а после приступили к торговле. Испанцы поменяли различные стеклянные безделушки, вызывающие восторг у индейцев, на мясо и рыбу, тем самым пополнив оскудевшие припасы. После этого Панфило де Нарваэс в торжественной обстановке зачитал королевский эдикт, согласно которому все обозримые земли принадлежали Карлу V, испанскому королю и императору Священной Римской империи. В то же время была подчеркнута и власть Папы Римского в духовных вопросах, поэтому индейцам было предложено принять христианство, иначе против них будет применено насилие. Вероятнее всего, индейцы так и не поняли, чего от них хотел Нарваэс, поэтому европейцы ограничились лишь красивыми словами и занялись более насущными вопросами.
Так, испанцы смогли выяснить, что недалеко к северу находится еще одна индейская деревня Токобага. Отряд, посланный туда Нарваэсом, обнаружил первые следы золота, но в дикий восторг всю экспедицию повергла новость о том, что дальше на север, где простираются великие горы Апалачи, сами реки окрашены в золотой цвет из-за обилия в них благородного металла. Это было неправдой, но испанцы, которые изначально верили, что им повезет найти в пути подобные богатства, с радостью поверили и словам индейцев, которые, возможно, просто хотели избавиться от опасных чужестранцев. Так или иначе, но теперь путь экспедиции лежал на север, вглубь континента. Казалось, что Панфило де Нарваэс и королевские чиновники, приставленные к нему, словно бы забыли о королевском указе основать поселения вдоль Мексиканского залива. Настолько их опьянило известие о золотых залежах на севере. И только один Кабес де Вака, «глаза и уши его императорского величества», тщетно отговаривал Панфило де Нарваэса от этой авантюры.
1 мая 1528 года 300 человек вместе с Нарваэсом отправились на север за долгожданным золотом по суше. В это время оставшиеся 100 человек на кораблях также двигались на север вдоль линии побережья, рассчитывая в случае чего эвакуировать другую частью экспедиции или, если понадобится, оказать ей необходимую помощь припасами. Только через две недели пути сухопутный отряд наткнулся на очередное индейское поселение, жители которого были порабощены и превращены в носильщиков, а их запасы разграблены. Вместе с этим Нарваэс послал небольшой отряд к морю, чтобы доложить обо всем корабельным командам, но испанцы не смогли обнаружить ни одного корабля. Испытывая тревогу, Нарваэс, тем не менее, не решился повернуть назад, а приказал двигаться дальше на север, в сторону Апалачей. Что же случилось с кораблями? Они действительно шли на север вдоль побережья, но после долгого отсутствия каких-либо следов Нарваэса капитаны решили вернуться в Слепую бухту, чтобы дождаться возвращения экспедиции. Панфило д Нарваэс, скорее всего, и сам понимал, что корабли будут ждать его в изначальной точке маршрута, но далекое золото наполнило его сердце алчностью, поэтому он решил рискнуть как собственной жизнью, так и жизнями доверившихся ему людей.
По мере движения Нарваэса на север все больше индейских поселений становилось добычей испанцев. Слухи о столь грозной силе быстро распространились по всей Флориде и вскоре конкистадоры вместо очередных индейцев встречали лишь их пустые дома. Местные жители тоже уходили на север, чтобы присоединиться к сильному племени индейцев тимукуа, которые готовились встретить Нарваэса с боем. Впрочем, когда испанцы захватили высланных им навстречу индейских разведчиков, оказалось, что тимукуа считают, что Нарваэс хочет их уничтожить. Когда пленным сумели объяснить, что целью конкистодоров являются не тимукуа, а горы Апалачей, те с радостью согласились пропустить их через свою территорию. Как выяснилось, племя апалачей, проживающее у одноименной горной системы, было давними врагами тимукуа. Их вождь, Дулчанчеллин, самолично вышел встречать Панфило де Нарваэса и с почестями проводил его по своей территории, напоследок подарив голодающим испанцам значительный запас кукурузы.
Наконец, 25 июня 1528 года конкистадоры вышли к предгорьям Апалачей. Здесь они сразу же обнаружили крупное индейское поселение - гораздо большее, чем все ранее встреченные ими в пути. Панфило де Нарваэс решил, что это и есть столица племени апалачей, поэтому без промедлений приказал испанцам атаковать деревню, чтобы за один удар сломить противника и забрать себе все его золото. Впрочем, оказалось, что селение было далеко не столицей. Апалачи обладали гораздо более развитой культурой, чем их южные соседи. У них было множество крупных поселений, некоторые из которых вполне можно считать городами. Золота испанцы тоже не нашли, зато весть о нападении быстро распространилась по всем землям апалачей и вскоре отряд Нарваэса был окружен сотнями индейских воинов, спешно прибывших с соседних селений. Верно оценив угрозу, индейцы не стали атаковать в лоб. Вместо этого они предпочли обстрелять собственное поселение горящими стрелами, вызвав крупный пожар и вынудив испанцев выйти на открытую местность, чтобы не сгореть заживо. Но когда Панфило де Нарваэс приготовился к бою, оказалось, что апалачи уже ушли. На следующий день индейцы также повторили свою тактику - неожиданный обстрел и быстрое отступление в окружающие леса. Апалачи упорно избегали открытого столкновения, а испанцы ничего не могли противостоять быстрым и легким индейцам. Это продолжалось три недели, за которые отряд Нарваэса потерял несколько десятков человек раненными и убитыми. Потери индейцев были минимальны.
В то же время Панфило де Нарваэс не отчаивался добраться до заветного золота. Он рассылал небольшие разведывательные группы, пытаясь узнать расположение вражеских городов, в которых можно было бы поживиться. Но все они вернулись ни с чем. Наконец, Нарваэс решил вернуться обратно на юг, но было уже поздно...
Друзья! Если вам понравился выпуск, не забывайте подписываться на канал и читать другие мои публикации:
- История
- Культура
- Античность