Найти тему

Диагностика ребенка/подростка, основные базовые аспекты и методики.

Вот набор универсальных тестов, которые подходят для определения эмоционального состояния ребенка и отношений вокруг него почти при любом клиентском запросе.

1. Проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций “Домики”.

Методической основой теста является цвето-ассоциативный эксперимент, известный по тесту отношений А.Эткинда. Тест разработан О.А.Ореховой и позволяет провести диагностику эмоциональной сферы ребенка в части высших эмоций социального генеза, личностных предпочтений и деятельностных ориентаций.

Орехова О.А. Цветовая диагностика эмоций ребенка. СПб., 2002.

2.«Рисунок человека» Этот тест – один из наиболее используемых диагностических методов. Его можно проводить с трехлетнего возраста. Выводы об уровне умственного развития по результатам тестирования наиболее надежны применительно к дошкольному и младшему школьному возрасту. В качестве личностного теста методика успешно интерпретируется, начиная со старшего дошкольного возраста, и не имеет возрастных ограничений сверху.

Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. – М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 160 с.

  1. Тест "Дом-Дерево-Человек" (ДДЧ) - одна из самых известных проективных методик исследования личности. Она была предложена Дж. Буком в 1948 г. Тест предназначен как для взрослых, так и для детей. Возможно групповое обследование. Семенова С. В. — Психологические рисуночные тесты. Методика «Дом — Дерево — Человек»
  2. Метод исследования личности с помощью проективного теста "Несуществующее животное" построен на теории психомоторной связи. Для регистрации состояния психики
    используется исследование. По И. М. Сеченову, всякое представление, возникающее в
    психике, любая тенденция, связанная с этим представлением, заканчивается движением. Автором теста «Рисунок несуществующего животного» является советский психолог, специалист по проективным диагностикам Майя Захаровна Дукаревич.НЕСУЩЕСТВУЮЩЕЕ ЖИВОТНОЕ Практика использования теста Игорь Жуковский
  3. «Рисунок семьи» (Л. Корман): исследование межличностных отношений ребенка с родителями.

Данная методика отражает, в первую очередь, переживания и восприятие ребенком своего места в семье, отношение ребенка к семье в целом и отдельным ее членам.

Наиболее продуктивно применение теста «Рисунок семьи» в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте. См.: Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. СПб., 2000. С.292-313.

  1. Динамический рисунок семьи. Этот тест предлагается для выявления особенностей семейных взаимоотношений в восприятии ребенка. Метод используется преимущественно при обследовании детей, начиная с четырехлетнего возраста, но может быть с успехом применен и для выяснения отношения к семейной сфере у взрослого человека.
  2. Семья животных. Данный рисунок – символическое представление достоверного материала об отношениях в семье, индивидуальных характеристиках каждого её члена. Это так называемый психологический портрет семьи, позволяющий установить степень гармоничности, интегрированности семейных отношений, характер основных семейных конфликтов. Рисунок позволяет выявить источник или главного носителя семейного конфликта. Эта методика позволяет выразить своё отношение к внутрисемейной ситуации даже закрытым, плохо входящим в контакт взрослым и детям.

Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. – М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 160 с.

Обращаю ваше внимание на тот факт, что стоит уделить значительное внимание пострисуночному опросу ко всем предлагаемям мною тестам, потому что на практике их обычно коллеги не дооценивают. В тесте «Домики» Ореховой, рекомедую заранее продумать выбор предлагаемых ассоциаций для подбора цвета, а зависимости от проблемы ребенка и глубого изучить возможности теста перед его использованием.

Для работы с родителями простым и наглядным являестся тест АСВ.

Методика Эйдемиллера Э.Г. и Юстицкиса В.В. "Анализ семейных взаимоотношений" (АСВ) позволяет определить, каким образом родители воспитывают ребенка в семье. Для этого измеряется 11 шкал, относящихся к нарушениям процесса воспитания: гиперпротекция, гипопротекция, потворствование, игнорирование потребностей ребенка, чрезмерность требований-обязанностей ребенка, недостаточность требований-обязанностей ребенка, чрезмерность требований-запретов, недостаточность требований-запретов к ребенку, строгость санкций (наказаний) за нарушение требований ребенком, минимальность санкций, неустойчивость стиля воспитания.

Затем можно получить ответ на вопрос: почему они воспитывают его так, измерив следующие 9 шкал, относящихся к личностным проблемам родителей, которые они решают за счет ребенка. Расширение сферы родительских чувств, предпочтение в подростке детских качеств, воспитательная неуверенность родителя, фобия утраты ребенка, неразвитость родительских чувств, проекция на ребенка (подростка) собственных нежелаемых качеств, вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания, предпочтение мужских качеств, предпочтение женских качеств.

Дополнительная двадцать первая шкала построена А.Л. Лихтарниковым и измеряет асоциальность отношений в семье. Шкала создана методом контрастных групп: рассматривались пункты опросника АСВ, имеющие значимые различия по Т-критерию с уровнем значимости не хуже 0,01 на выборках А) здоровых семей; Б) семей с ребенком, совершившим правонарушение и находящимся на учете в ИДН. Высокие значения шкалы асоциальных отношений в семье получают конфликтные семьи, где нет взаимопонимания между родителями и между родителями и ребенком, родители не знают, чем ребенок занят и не доверяют ему, предоставляют его самому себе, иногда непредсказуемо наказывают, манипулируют им, настраивая ребенка против другого супруга. Эта шкала могла бы быть иначе названа шкалой простых жестоких игр.

Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. – М., 1996. – С. 6– 19

СТАТЬЯ НАПИСАНА КАК ЧАСТЬ МЕТОДИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ ДЛЯ Факультета ДПО "Практическая психология развития личности" ЮФУ ЮРНЦ РАО, КУДА Я ПРИГЛАШЕНА ПРЕПОДАВАТЬ ДЛЯ СТУДЕНТОВ "ПСИХОКОРРЕКЦИЮ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ".

Узнать больше об этой теме можно здесь.

Автор канала психолог Светлана Александровна Ященко

Ещё истории:

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц