Татьяна Викторовна рассказала про грудничковое плавание при Spina Bifida, а также про состояния, которые могут влиять на плавание (Гидроцефалия, синдром Арнольда-Киари, катетеризация):
“Spina Bifida - это врождённый порок развития. Для Spina Bifida характерно:
- мозаичное сочетание двигательных, чувствительных, трофических и тазовых нарушений
- костно-суставные деформации нижних конечностей
- различные дисфункции внутренних органов
Перед занятием в бассейне обязательно собирается анамнез, по нему решается, как будет строиться занятие
Цель работы в бассейне:
- активность ребенка
- работа с функциональными нарушениями
- работа над постуральным контролем мышц-стабилизаторов тела
- развитие двигательных навыков, координационных способностей
- повышение сил и выносливости
В воде работаем над:
- упражнениями для рук и ног (на сохранные и измененные функции конечностей )
- двигательным потенциалом ребенка в играх, в воде
- самостоятельным выполнением упражнений (это намного эффективнее, чем пассивное выполнение)
На занятии также идет работа над:
- сенсомоторным развитием
- зрительным восприятием
- зрительно-моторной координацией
- развитием мелкой и крупной моторики
Обязательно в занятие включаем игры по психологическому и физическому развитию ребенка!
Когда занятия в бассейне проходят под эмоциональной заряженностью, дополненной играми: у детей отмечается увеличение двигательной, интеллектуальной, психической деятельности. Как на суше, так и в условиях водной среды
Также при выборе игры мы учитываем следующие критерии:
- содержание игры и правила должны соответствовать эмоциональному состоянию, интересам
- игры должны предполагать варианты усложнения
- игры должны стимулировать ребенка к познавательной деятельности
- активизация психических процессов
- развитие фантазии ребенка
Одна из главных задач игр на занятии в бассейне: повышение интереса ребенка к занятию. Для ребенка интересно выполнять задания, на занятии в игровой форме (к тому же, если игры связаны одним сюжетом)
Часто встречающиеся состояния, которые влияют на плавание:
- неврологические осложнения
- шунтированная Гидроцефалия
- синдром аномалии Арнольда-Киари
- фиксация спинного мозга
Гидроцефалия
Для раннего плавания при Гидроцефалии важна безопасность шунта и недопустимо:
- механическое сдавление, смещение шунта в поддержках
- вытягивание шеи
- манипуляции на скручивание
- передавливание тугой шапочкой или очками
Также избегаем натуженности и подобных состояний: если ребенок в истерике - срочно успокаиваем, так как это состояние может повлиять на шунт
Синдром Арнольда-Киари
Синдром Арнольда-Киари часто встречается у детей со Spina Bifida. Внешне он может никак не проявляться. Но если мы на занятии заметили, что у ребенка появилась слабость рук, нарушение их работы, спастичность или напряженность, нарушение координации - мы сразу сообщаем родителям о своих наблюдениях. Чтобы родители вовремя обратили на это внимание и проконсультировались с врачом
Катетеризация ребенка
У 90% детей с диагнозом Spina Bifida есть нарушение функций органов таза. Это может проявляться в виде недержания, поэтому:
- перед занятием в бассейне проводится катетеризация мочевого пузыря
- катетеризацию необходимо проводить перед занятием и после занятия (все индивидуально)
- при недержании кала существуют анальные тампоны (срок использования: 12 часов)
Если дома есть большая стационарная ванна: можно в домашних условиях познакомить ребенка с водной средой (начать адаптацию):
- на дно ванны укладывается плотное полотенце
- набирается вода температуры 35-37 градусов (температурный режим подбирается индивидуально для ребенка)
- малыш укладывается на спинку, уровень воды - по ушки, на половину высоты головы от дна ванны
- проводится минимальная двигательная активность в условиях водной среды"
Грудничковое плавание при Spina Bifida: особенности и задачи на занятии
11 ноября 202211 ноя 2022
166
3 мин