Моя бабушка била меня по рукам, когда я отрезала себе тооооненький кусочек хлеба и мазала его толстым слоем масла. Сама она делала ровно наоборот, аргументируя - вот голод будет, узнаешь!!
В этой статье я постараюсь быть минимально категоричной, потому что тема такая, мировоззренческая скорее, чем педагогическая. Каждый как хочет, так и живёт и дышит. Давайте просто поговорим. Собственно, мне кажется, я и так не категорична. Скорее категоричны те, кто утверждает что никак, ну никак не социализироваться семейникам и несистемщикам.
Что я думаю про социализацию в социуме - я написала в прошлой статье. Сегодня же хочу поговорить об этом мифическом "потом". Сейчас трудно - зато потом легко будет. Сейчас легко - зато потом попляшет. Мне всегда интересно - вам кто-то это "потом" гарантировал? Ваши страдания сейчас каким-то образом обеспечили ваши блага потом? Мне кажется, нам даже Христос в этой жизни такого не обещал. А вот всегда радоваться - заповедал. Даже когда жизнь между глаз засветила. Но об этом попозже.
Знаете, моя бабушка била меня по рукам, когда я отрезала себе тооооненький кусочек хлеба и мазала его толстым слоем масла. Сама она делала ровно наоборот, аргументируя - вот голод будет, узнаешь!!! Что ж, тридцать лет прошло, пока не узнала. А если доведётся узнать - как мне поможет тот бутерброд из детства?
Скорее наоборот. Детство - период, когда закладывается все. Масло в тело, добро в психику. Сформировался крепким сейчас - с гораздо большей вероятностью выдержит все потом. И сможет радоваться, а не ныть, точно как Христос заповедал.
Сам ход мысли мне отчасти понятен. Вся такая принимающая среда, в которой растет наш цветочек. С одной ремаркой - эта самая принимающая среда вседозволенности цветочка и его желания зарасти, например, сорняками выше головы, вовсе не подразумевает. Мы его и подвяжем когда надо, и удобрим. Не цветочек решает, мал ещё. Мы решаем, основываясь на знаниях о возрастной физиологии. Но при этом действуем методами, благоприятствующими его росту и развитию, а никак не наоборот. Я говорю именно о такой принимающей среде. Если вы о какой-то другой - дальнейший разговор бесполезен. То, что принимающую среду почему-то все понимают односторонне, как место, где дитятке можно наставникам в лоб с ноги давать, я уже привыкла. И нет, я не об этих странных местах и странных людях.
В общем растет наш цветочек в четких понятных границах и полной свободе внутри них, среди психически устойчивых взрослых, которые совершенно не склонны поливать цветы всем зловонным отделяемым своего организма якобы для их же пользы. Не потому что они такой прекраснодушный штучный товар, а просто их условия работы комфортны. Растет среди таких же крепеньких розочек и ромашек, не испытывающих потребности оборвать лепестки соседу, чтобы стресс снять, потому что стресса нет, и есть чем заняться. Такой садик в первоначальном значении, которое ещё Фребель подразумевал. Потом хоба, обычная школа. Ободрали лепесточки-то. Ага, получил?
Справедливости ради, такое бывает нечасто. Родители, подбирающие садик, подберут и школу. В школе будет больше строгости и правил, но будет и сильный наставник, от которого ребенок с готовностью примет и ограничения и оценки, в полном соответствии с возрастной физиологией. Учебная деятельность. Возраст наставничества. Продолжающееся взаимное уважение. Ключевое слово - взаимное. Цветочек тоже никому не хамит. И другие цветочки тоже. Наставник умеет этого добиться. Так проходят школьные годы. Ну вот теперь-то!!!! Теперь!!!! Вот он, страшный социум!!!!!
И на этом месте мне так и хочется спросить - где?
Возможно, я избалованная москвичка. Ничего не могу поделать с этим раздражающим многих фактом, ну родилась я в Москве, что делать. Наверное надо было сразу не рождаться, чтобы уж точно быть в теме. Возможно, провинциальных ВУЗов и мест работы действительно стоит как огня бояться нашим цветочкам. Ну не знаю я как иначе объяснить эти угрозы - вооот, узнаете, где раки зимуют!!!! Вот я и спрашиваю - где?! Педвуз, который я заканчивала - не МГУ. Но и он после школы, которую я не могу вспомнить ни одним добрым словом - был глотком свежего воздуха. Вау. Тут все НОРМАЛЬНЫЕ! Да, после своей школы ромашкой я отнюдь не была. Но и ромашка в ВУЗе - не поломалась бы. Ценились мозги и здоровое общение. Как и везде. И в дальнейшем как-то дожила до сорока лет тоже среди нормальных. А ненормальные - они есть. Мне-то что до них?
Где те ужасные места для взрослых людей, умеющих общаться, доносить потребности словами, адекватно воспринимать отказ, наученных думать и трудиться?
По мне, такому человеку прекрасно везде. А то, что в мире, о ужас, существуют наркоманы и алкоголики, он класса с пятого давно знает уже. Вот только с его жизнью сей прекрасный социум не пересекался, не пересекается и, даст Бог, не будет. Если и в провинциальных ВУЗах учатся и преподают нормальные люди, тогда я уж и не знаю, в каком месте начинать бояться. В той самой настоящей взрослой жызни? Ну вот в моей не страшно почему-то, и вовсе не потому, что я свято верю, что в этом мире нет идиотов.
Да, возможно что-то пошло не так. Хотели как лучше, получилось не очень. Знаете, лично мне приятнее знать, что я старалась и сделала, что могла. А дальше взрослый человек сам разберётся со своей жизнью. Ну вот приятно мне не обижать, не раздражать и не доводить до ручки маленького ребенка даже в благих целях его знакомства с настоящей жизнью. Жизнь взрослых - наверное у кого-то и правда такая. А вот детская может быть другой, и это в наших силах. Его так просто сделать счастливым. И так приятно смотреть на детское счастье. И пусть он будет счастлив СЕЙЧАС. А что будет ПОТОМ - так кто же знает. Особенно в современном мире.
Знаете, почему я ушла в свое время из совершенно прекрасного детского санатория, о котором уже как-то писала? Да потому что, при всей прекрасности был он - пятидневкой. И когда я родила своих детей и вернулась после декрета, поняла, что мне ножом по горлу загибание детских пальчиков - через четыре денечка мама приедет... через три... Если это и подобное издевательство над природой ребенка кто-то (явно не Ушинский) назвал адаптацией - пусть лучше мои дети растут неадаптированными. А если так назвал Ушинский - значит мне не по дороге с Ушинским.
Собственно, у меня все. Корень непонимания вижу в одном - несистемные системы вы и я, очевидно, представляете себе по-разному. Как представляю я - я описала. В рамках государственной системы образования, кстати, тоже вполне можно таковые найти. А как представляете вы? Только давайте опять про детскую вседозволенность не будем) там, где это допускается, никакой системы нет и близко.
Впрочем претензии в свой адрес я принимаю. Впереди - большой разговор о системах и истинных потребностях ребенка. Он назрел.