У Юлии остро стал такой вопрос: как дальше продолжать духовную жизнь – келейно (дома или там, где удобно) или церковно?
Почему стал такой вопрос и какой нашелся на него ответ?
Приход в церковь в 90-х.
Юлия обратилась в церковь в начале 90-х. Причина обращения была вовсе не «мода» на церковь, а то, что жизнь в стране была непонятной. Строили одно общество, были одни ценности в стране. А потом – раз – решили строить совершенно другое. Непонятное.
Когда происходят неожиданные и непонятные изменения, люди нередко ищут опор в постоянном и Вечном. А что есть постоянное и Вечное? Бог. Ну, а там, где Бог – церковь. Такая связка Бога и церкви стала уже глубоким стереотипом в сознании. Может Бог шире церкви?
Как помог Юле Бог и церковь?
Тогда Юля, ища постоянство, нашла постоянную хорошую работу и выжила в тех трудных ситуациях. Во всем этом она увидела не свои успехи, а помощь и заступничество Бога.
В то время она иногда ходила в церковь, без фанатизма. Ездила по святым местам, читала святые книги. На душе ее было хорошо. Вскоре, Юлия вышла замуж и создала стабильную семью.
Где-то интуитивна Юля искала в Боге опору, постоянство. Обретенное ей в реальности было опорным и постоянным. Разве малая помощь Бога? На взгляд Юлии – весьма существенная.
Кроме того, Юля поменяла специальность, много училась. И в этом она тоже видела Божью помощь и направление.
Трудные времена и церковь.
Юлия процветала в работе и семье, все у нее шло. В церковь она не ходила. Бог был рядом и помогал ей. Однако, жизнь в стране снова стала ухудшаться. Страна стала откатываться назад. На то и политические, и другие причины были.
Настали трудные времена и для Юлии. Работа стала дурной, неинтересной, роботообразной, противной. Доход упал. В семье пошли трудности. Нет, не с мужем. Здесь был лад. С детьми. Учиться в современной школе им неинтересно, а вот сидеть часами в гаджетах – самый раз.
Не знала Юлия, что делать в таких новых изменениях, и обратилась в церковь. Начала вести активную церковную жизнь и даже как-то внутри себя каялась, что раньше, в хорошие времена не посещала храм.
Недовольство церковной жизнью.
Юля исходила из той мысли, что храм есть лечебница. И если в жизни возникают трудности, значит есть грех или страсть, которую надо исцелить. Потому, она особое место уделяла исповеди, причастию, общению со священниками.
Но скоро она стала замечать, что исповедь идет прохладно и, возможно, сами священники относятся к ней как к положенному ритуалу, бездушно. Юля исповедовалась часто, вкладывала душу в исповедь, но встречала равнодушие священников и не видела изменений в жизни.
Не год и не два она жила в такой реальности: с душой обращение к Таинству и пустота в ответ.
Поиск причин.
Юля думала над причиной такого, сопоставляя фрагменты реальности своей жизни.
В 90 е она редко ходила в церковь, потом вообще перестала ходить, но Бог ей помогал. Она видела и чувствовала это. Сейчас, в 10х годах 21 столетия, она стала ходить очень активно, а все затраты ее сил души были тщетны.
Священники ей говорили, что бывает период богооставленности – надо перетерпеть. Но терпя много и проводя в церкви много времени Юлия не видела совсем никаких изменений. Муж же, со стороны, видел отрицательные изменения: отрешенность, пассивность жены, отсутствие жизни "здесь и сейчас" с постоянным упованием на "там и потом".
Юлия думала над причинами того, почему церковь ей не помогает.
Причинами ей виделись следующие: церковь, как институт, стала очень прогосударственной, а само государство бесчеловечным, давящим, никаким. Союз церкви с таким государством не дает ничего хорошего. Дух Божий от такого союза может покинуть церковь. Что же можно обрести в такой церкви, лишенной Духа, кроме ритуала и «правильных слов» о Боге, и в поддержку действий государства, какими бы они не были?
Что делать?
Юлия думала, что же делать. Подогревать в себе «иллюзию надежды» на будущее или совершить действия сейчас? Жизнь давила ее и нужно было выбирать. Пообщалась она честно с одним монахом, который стал ее «удерживать» в церкви: проще не уходить из церкви, чем потом в нее возвращаться. Но доводы его ей показались неубедительными. Ибо аксиома одна: надо быть с Богом. А церковно или келейно - это как человеку лучше.
«Если я оставлю церковь – думала Юлия – я не оставлю Бога. Ему я благодарна, так как видела и знаю Его помощь и заступничество».
Можно вести духовную жизнь с Богом не обязательно в церкви, но келейно – думала Юлия. Молясь дома, молясь в ситуации жизни, держа посты, бдения, читая книги святые, первая из которых – Евангелие. Выбрать из множества святых тех, чья жизнь звучит в унисон своей и ловить подсказки, а не опираться, как это предлагал широко известный богослов Осипов на «совокупное святоотеческое мнение», как среднюю температуру по больнице.
Келейность.
Больше всего обрадовался такому решению Юлии муж Максим. Он любил Бога, но настороженно относился к церкви, считая ее придатком государства, далеко не лучшего.
Максим говорил Юле, что Ленин убил церковь идеологически, заменив Евангелие – марксизмом – ленинизмом. Неравнозначная замена.
Сталин поубивал многих прекрасных священников, носителей христианской духовности, культуры и создал целую плеяду кгбшников в рясах.
Тоже продолжили и другие деятели – Хрущев, Брежнев.
Путин, по мнению Максима, низложил церковь, подкупив ее, сделав ее сытой, но безбожной, органом пропаганды государства, а не спасения. Ибо от такого государства, созданного им, в первую очередь нужно спасение людей живых, думающих, творческих и предприимчивых. Таково было мнение Максима, мужа.
Юлия с ним раньше не соглашалась. Она была очарована церковью. Но столкновение с реальностью сделала ее взгляд более трезвым. Юля, в отличие от Максима, не думала в плоскости церковь и политика, но в объеме – церковь, Бог и реальность с Богом.
Бога Юлия не собиралась покидать, как и духовную жизнь прекращать не собиралась. Она стала молиться келейно (дома или на работе) и лишь очень изредка, в большие посты иногда ходила в церковь на исповедь и причастие.
Что дало это Юлии?
Через полгода она заметила, что стала сама собой, к ней вернулось чувство реальности, чувство ощущения полноты жизни. Она перестала быть зашоренной, быть «очень правильной», стремящейся к недостижимому идеалу, диктуемому церковью. К ней вернулась прежняя свежесть жизни и проблемы, которые одолевали ее – разрешились.
«Бог и церковь – подумала Юлия – имеют знак равенства только к небесной церкви, как сонму святых и ангелов. Стремление к идеалу, которое пропагандирует земная церковь, мешает человеку радоваться реальности жизни и тому, что Бог в ней подает и открывает. Бог любит человека не за то, что он идеален, бесстрастен, ходячая икона, а просто потому, что человек Его творение. Живой, ищущий, свободный человек».
Вот, что открылось Юлии.
К этим мыслям добавил свои Максим. Он заметил, что земная церковь по заказу государства внушает людям необходимость быть идеалами, мешая им быть самими собой, счастливыми. Человек, начиная гоняться за идеалом недостижимым теряет живость жизни, становится постоянно недоволен собой, а потом и другими. Государству выгодно, чтобы люди тянулись к таким идеалам недостижимым. Меньше будут думать о реальности, о недовольстве правительством, о революциях. Будут погружены в себя и в поиск идеалов.
Юлия не совсем согласилась с ним.
Послесловие.
Дети увидели в Юлии нормальную живую мать. Келейная молитва и келейное покаяние стали у Юлии более живыми, чем раньше в церкви, В церкви были по правилам и как положено. Сейчас, от души.
Муж порадовался возвращению Юлии к живой жизни. А Господь, Духом Своим Святым помог ей решить те трудности, что возникли в ее жизни. Ибо Бог есть Путь, Истина и Жизнь. Вот все это и вернулось в жизнь Юлии: дорога жизни, чутье к правде, живое разнообразие жизни.
Юлия не стала противницей церкви земной. Иногда она очень нужна и греет. Но основа основ все - таки это келейные молитва и покаяния. По каждому случаю и событию жизни не набегаешься к священникам за советами. Господь озаряет ум каждого, тотчас, когда это нужно. Стоит благодарно пользоваться озарениями этими.
Не ждет живое покаяние положенной исповеди в храме. Просится сразу. Жизнь очень динамична. Каяться приходится сразу, если сделал что-то не так, чтобы вернуться к Богу, а не ждать похода в церковь для этого.
Ну, а изредка, можно, в пост какой, посетить церковь и Таинств приобщиться. Бог Сам покажет, когда это сделать стоит. Вот тогда и сделать.