Найти тему

Существует ли региональный политический режим?

Оглавление

Такое понятие, как политический режим известно многим. Эту тему в обязательном порядке включают в школьную программу по обществознанию. Однако практически никакого внимания в нашей образовательной системе не уделяется политике субъектов РФ, в том числе и региональным политическим режимам. Хотя они во многом определяют общественную жизнь жителей региона.

Уместно ли вообще говорить о региональном политическом режиме?

Часть политологов утверждают, что региональный политический режим не может существовать, так как он является продолжением политического режима центральной власти. С данным утверждением сложно спорить.

С другой стороны, каждый регион обладает собственными культурными и историческими особенностями, которые определяют политическое поведение. Это не может не влиять на политический процесс.

Таким образом, наша команда считает, что каждый регион обладает собственными политическим особенностями, которые можно объединить в рамках политического режима.

Что такое политический режим?

Если читатель принимает тот факт, что региональные режимы существуют по определению, так как отличия в регионах всегда будут наблюдаться различия, то целесообразно будет дать определение регионального режима.

Самый простой способ - перенести определение политического режима с федерального уровня на региональный. Традиционно политическая литература делит политические режимы государств на демократические и недемократические.

Такое же можно сказать и про режим в регионе. Однако появляется новая сложность: какие индикаторы определяют демократичность режима? На это эксперты отвечают по-разному. Подробно данная тема будет рассмотрена в следующих статьях.

Однако, наша команда, считает, что ограничиваться только показателем демократичности нельзя. Важнейшим показателем режима является также взаимоотношения между регионом и центром. Знающий читатель может сказать, что в результате централизации 2000-ых гг. говорить об особенностях взаимодействия центра и региона не имеет смысла. Но реальная практика показывает, что даже при сильной централизации регионы все равно по-разному взаимодействуют с центром. Обратите внимание, например, на взаимодействие Татарстана и Рязанской области с федеральным центром. Разница будет заметна.

Еще одним важным показателем режима являет концентрация власти в руках одного политического актора. Я до сих пор не понимаю, почему данный показатель не учитывается при оценке режима в государстве в целом, однако это не наша тема.

Существует два крайних варианта концентрации власти: когда ключевые решения принимает один политический актор (моноцентризм); когда власть принадлежит множеству акторов (полицентризм).

В целом, это минимальный набор, чтобы определить региональный политический режим и понять политические процессы внутри региона. Сразу стоит обозначить, что данный подход предложил Ростислав Туровский. Выражаем ему благодарность за такой вклад в политическую науку. Хотелось бы, чтобы его теория была известна не только в узком кругу политологов.

Политическая система региона

Отдельно стоит сказать, что не следуют путать региональный политический режим и политическую систему региона. Политический режим - составная часть политической системы. Политическая система включает в себя все политические институты и акторов, взаимоотношения между ними.