Найти тему
Жуткая Жуть

Йормунганд

В глубинах океана огромный змей по имени Йормунгандр выжидает своего часа. Пророчества гласят, что в конце времен он проснется, чтобы уничтожить Девять миров норвежской мифологии, но пока что он просто ждет...

Изображение взято на сайте pinterest.com
Изображение взято на сайте pinterest.com

Йормунганд, возможно, самое большое чудовище в норвежской мифологии - и это еще мягко сказано, ведь в норвежской мифологии был Йотунхейм, царство, полное великанов!

Имя Йормунганд означает "ожерелье земли", что вполне подходит для этого огромного змея. Он настолько велик, что может обернуть свое тело вокруг Мидгарда и держать конец своего хвоста во рту. Его гигантская пасть, усеянная ядовитыми зубами, способна проглотить бога или великана целиком.

Изображение взято на сайте pinterest.com
Изображение взято на сайте pinterest.com

Семья

Йормунганд - один из детей Локи, бога хаоса, и Ангрободы, его гигантской любовницы. Свои размеры он унаследовал от матери, а разрушительные наклонности - от отца. Однако он более склонен к анимализму, чем любой из них.

У Локи и Ангрободы есть еще двое детей: Фенрир и Хель. Фенрир, огромный волк, такой же разрушительный, как и Йормунганд, к тому же умный и мстительный. Пророчества утверждают, что они будут сражаться вместе во время Рагнарока. Хель, правительница подземного мира, более дипломатична, чем ее братья и сестры.

Когда Один, правитель Асгарда, узнал о детях Локи и Ангрободы, он был разгневан и поссорился с ними. Он сделал их всех изгоями, бросив Йормунгандра в океан, отправив Хель в подземный мир и придумав заговор, чтобы Фенрир оказался один на острове.

Изображение взято на сайте pinterest.com
Изображение взято на сайте pinterest.com

Истории о Йормунгандре

Поход на рыбалку

В период мира Эгир и Ран, два необычайно любезных великана, живших под водой, пригласили богов на пир при условии, что боги принесут достаточно большой котел, чтобы сварить медовуху для всех. Это было довольно сложной задачей, ведь боги могут запастись огромным количеством медовухи, не говоря уже о двух великанах и их девяти дочерях, которые должны были присутствовать на пиру!

Пораскинув мозгами, боги вспомнили о великане Хымире, у которого был достаточно большой котел, чтобы справиться с этой задачей. Тор, молодой, бесшабашный и мускулистый, вызвался посетить Хымира в опасном царстве Йотунхейм и попросить у него котел.

По прибытии Тора в свой дом Хымир зарезал трех быков, которые, по его мнению, должны были прокормить его на время визита Тора. Но Хымир недооценил легендарный голод Тора. Молодой бог съел двух быков за один прием пищи, и Хымир сердито объявил, что утром им придется отправиться на рыбалку, чтобы добыть еду на следующий день.

Утром Хымир послал Тора на поиски наживки для рыбалки. И снова великан ожидал, что Тор потратит несколько часов на охоту за мелкой добычей в лесу. Вместо этого Тор пришел на пастбища хозяина земель, убил оставшихся быков и отрубил им головы, чтобы использовать их в качестве приманки.

Хымир был в ярости, он побоялся противостоять Тору. Поэтому они отправились в рыбацкую лодку Хымира.

Тор пустил в ход свои мускулы, гребя к обычным местам рыбной ловли Хымира. Бычьи головы оказались великолепной наживкой. Хымир поймал двух китов, к своему удовольствию, но он снова был раздосадован тем, что Тор не рыбачит. Вместо этого юноша просто сидел на доске и смотрел на океан.

Наконец Хюмир сказал Тору, что они могут возвращаться домой, но Тор снова не послушался. Он начал грести дальше в море. Хюмир нервно напомнил Тору, что Йормунганд скрывается в темных глубинах океана. Он показал пойманных китов и попросил вернуться на берег, сказав, что мяса будет более чем достаточно, чтобы удовлетворить Тора во время его визита (который, как Хымир начал надеяться, скоро закончится!).

Но Тор не обращал внимания на Хымира и греб все быстрее и быстрее, сканируя волны на ходу. Наконец, он бросил весло, насадил одну из бычьих голов на огромный крюк и закинул удочку в океан. На мгновение воцарилась напряженная тишина. Затем что-то так сильно дернуло леску Тора, что бог чуть не упал в океан. Быстро придя в себя, он стал подматывать леску изо всех сил, и вены на его мышцах выступили на руках.

Хюмир знал, что в океане есть только одно существо, достаточно сильное, чтобы испытать Тора: Йормунганд. Он также знал, что если змей выйдет из моря, начнется Рагнарок - конец света.

Молча великан наблюдал за битвой между Тором и невидимым чудовищем. Со временем казалось, что Тор побеждает. Наконец страшная голова змея показалась из воды, и Тор потянулся за своим молотом.

Хымир быстро выхватил из кармана нож и перерезал снасти. Змей устремился обратно на дно океана, оставляя за собой такие огромные волны, что лодка чуть не перевернулась.

Тор был в такой ярости, что вытолкнул Хымира за борт. Затем он вернулся на берег, оставил двух китов возле дома Хюмира и сам угостился ими. Все еще злясь на побег Йормунганда, Тор вернулся в Асгард.

Изображение взято на сайте pinterest.com
Изображение взято на сайте pinterest.com

Рагнарок

Но Тор еще раз отомстит Йормунгандру во время Рагнарока, апокалиптической битвы между богами Асгарда и великанами Йотунхейма.

Согласно древним пророчествам, сам змей приведет Рагнарок в движение. После трех лет беспрерывной зимы змею станет неуютно в своих ледяных водах, он отпустит хвост и вырвется на поверхность. Его движение вызовет землетрясения во всех Девяти мирах, и эти землетрясения разрушат узы, державшие в плену Локи и Фенрира.

В конце концов, Тор пробьется через всю эту бойню, чтобы добраться до Йормунганда, своего старого врага. Бог будет сражаться как никогда прежде, используя свой молот, чтобы сокрушить страшного змея. После этого триумфа Тор повернется, пройдет девять шагов, а затем упадет на колени, захлебываясь ядом змеи. После нескольких секунд агонии он тоже умрет.

Изображение взято на сайте pinterest.com
Изображение взято на сайте pinterest.com

Происхождение

Йормунганд появляется в самых старых письменных источниках норвежской мифологии: Прозаической и Поэтической Эдде, датируемых тринадцатым веком. Он также может появляться на древних каменных фресках, которые датируются более ранним тринадцатым веком, но они настолько износились со временем, что трудно установить личность персонажей.