Друзья, в последнее время очень много слышится неверных мнений о христианском понимании последних событий. Я имею в виду СВО. Читаешь это от людей, имеющих огромную популярность, уважение, но с которыми я не желаю спорить, строча ответы в комментариях их статей. Желаю лишь высказать слово, которое основано на святоотеческом учении тех, кто признан в нашей церкви бесспорными святыми.
В наших святцах много людей, которые по разному провели земную жизнь. Много воинов, мирян, князей, праведных людей - о их подвиге рассуждала церковь и ставила их в пример жизни всем другим. Церковь их называет святыми и праведными. Праведность, значит правильность, жизнь по совести как минимум.
Но есть другая категория святых, которых называют преподобными, т.е. подобными Богу в высшей степени. Которые своей жизнью приобрели бОльшую схожесть своего духа с Духом Божьим, проводя жизнь в подвиге молитвы.
Наше Священное Предание и состоит из наставлений и мыслей таких святых Отцов всей истории христианства. Потому что Евангелие дано Христом в зерне, а открывается только Святым Духом. Вот почему и надо изучать Евангелие в свете святоотеческих толкований.
Поэтому, первое, что хотелось сказать - дьявол, как бы ему не мнилось, с Богом не может вести битву! По простой причине - он просто творение Божие. Творение не такое, каким сейчас является (все что Бог сотворил, есть "добра зело"), а потому что возомнил себя таким как Бог, возгордился и пал.
Духи злобы – падшие ангелы. Бог сотворил их вместе с прочими ангелами, сотворил непорочными, благими, святыми, ущедрил их многими естественными и благодатными дарованиями. Но духи, омрачившись гордостью, приписали самим себе свое обилие способностей, свои изящные свойства, самые дары благодати. Они исключили себя из разряда созданий, признали самобытными существами, забыв о своем создании, и на этом бедственном основании попрали свои священные обязанности к Богу-Создателю. К такому самомнению и самообольщению они были увлечены одним из главнейших ангелов, которого святой пророк Иезекииль называет херувимом (Иез.28) и вообще все святые причисляют к высшим ангелам. Этот херувим столько погрузился в самомнение и гордость, что счел себя равным Богу, явно возмутился против Бога (Ис.14:13–14), соделался противником Богу, исступленным врагом Бога.
Святитель Игнатий (Брянчанинов)
Первые люди подверглись точно такой же гордостной мысли - только источником этой мысли был уже падший ангел. "Будете яко бози" - вот эта искусительная мысль. И Адам и Ева не устояли против этого искушения. Отсюда начинается история человечества. В результате духовного акта - если я сам бог, то мне другого Бога не надо - люди стали тленны, страстны(страстность значит страдательность) и смертны. Здесь же проявился первый шаг в борьбе дьявола, не против Бога, а против Его творения. По своей злобе готовый исказить все, что Бог сотворил. То есть против всего существующего на свете! Что сейчас с особенной силой и наблюдаем - вплоть до изменения самого человека! Как правильно написал Достоевский: "дьявол с Богом борется, а поле битвы сердца людей". Здесь и только здесь происходит битва дьявола с Богом.
Все это произошло и происходит потому, что Бог нашу свободу, данную нам при творении, не может нарушить. А предоставляет нам свободно определяться в выборе добра и зла. Здесь, на земле, находясь в нравственной свободе это и происходит с каждым из нас. Бог только стучится в "двери" наших сердец совестью (этим чувством вложенным в нас), правильными мыслями, чувствами, книгами, людьми, обстоятельствами. Он есть Любовь и величайшее Смирение.
Но свойства правильной, т.е. праведной, любви не только гладить по головке, а иногда и наказывать.
Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает (Притч. 3:12).
Как любящий отец наказывает сына за какую нибудь провинность, дабы не впал в еще большую беду.
Бог же не нарушая свободу человека, иногда попускает, т.е. дает совершить злое дело. Но не останавливая, все равно ждет от человека свободного осознания своих поступков, для того чтобы он понял свои заблуждения и возжелал от них избавится. Любой злой поступок - делом, словом, мыслью несет в самом себе страдание. Это мы и называем порой наказанием. Но наказывает не Бог, а человек сам себя. Любой грех есть рана, нанесенная самому себе, неважно где он совершен. На деле или только в мыслях. И Бог только и ждет, чтобы человек обратился к Нему за исцелением.
Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною (Откр. 3:20).
И отсюда второе, о чем хотелось сказать, никого Бог не наказывает и не награждает, а всех любит. Его любовь одинаковая ко всем без исключения! Он одинаково любит и Деву Марию и Иуду!
...Ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных (Мф. 5:45).
Только употребляет разные способы лечения, исходя из нашего духовного состояния! Врач, ставя диагноз больному туберкулезом, отправляет его лечится на курорт, а с диагнозом аппендицит - кладет на операционный стол и режет. И то и другое делая для пользы человека.
Бог и есть такой Врач!
Но опять же повторюсь, мы рождаемся со всем букетом душевных и духовных болезней, наследуя их от своих предков и в развитии болезней или наоборот в исцелении себя от них, проявляем свою волю.
Наш мир закономерен, это всем известно. Но есть законы природы, которые все знают, а есть законы духовные, нарушение которых, также несет страдание и смерть.
Законы природы это Божьи законы, потому что "Бог есть и называется природой всего сущего". Так определил законы природы святитель Григорий Палама, живший в 14 веке. Духовные законы только не так прямолинейно и грубо действуют, как законы природы. Но нарушение их так же грозит бедой.
Нет у Бога лицеприятия, Он всем одинаково желает спасения и истинного разума. Поэтому говорить о том, что воюющие на другой стороне уже лишены спасения, глубоко не верно. Здесь можно только закрыть свои уста, помятуя о том, что первый в рай вошел бандит. Вошел только за то, что признал сам себя достойным такой ужасной участи быть распятым на кресте.
Еще: социализм и Христос. Здесь нужно понимать, что если бы Христос хотел установить социальную справедливость, то пришел бы сыном императора, первосвященника. А он пришел нищим. Да еще во времена рабства! Почему? Потому что Он хотел, чтобы люди принимали Его как Истину, а не как авторитет.
Потому что авторитет это всегда внешнее влияние. Христос этого всегда избегал. Исцеляя, просил никому не говорить. Ему не нужна была изменчивая слава человеческая, что и было перед Его крестными страданиями. На которых Он исцелил ту падшую, смертную природу ветхого Адама, став Новым Адамом, родоначальником тех, кто увидя в Нем Истину осознанно пойдут за Ним.
Никакие социальные перемены ничего не изменят, если люди сами не пожелают измениться. Когда изменяться, тогда и жизнь вокруг другой станет. Рабство в Римской империи рухнуло именно из-за этого! Христианство стали по убеждению принимать!
Страшный суд...сравнение происходящего в земной жизни со Страшным судом не имеет ничего общего. Страшный, т.е. последний для человека, в плане его решения о собственной загробной участи. Когда уже все ясно! Вот Христос, Истина, Любовь, а вот злоба, ненависть. И человек, потому что он свободен, может избрать злобу и ненависть, а не любовь. Избрать, потому что стал единодуховен с этим. Ибо подобное соединяется с подобным.
Здесь, перед Самим Христом, воскресший человек произнесёт Ему своё последнее «да» или «нет», которые будут выражением уже не сиюминутного всплеска эмоций, но своего рода окончательным подведением итогов не только своего земного, но и посмертного духовного опыта, итогом познания себя как существа не самобытного, но сотворённого Богом и могущего жить только в Нём. Так завершится процесс самоопределения каждого человека.
Осипов Алексей Ильич
Господь и на Страшном суде будет не то взыскивать, как бы осудить, а как бы оправдать всех. И оправдает всякого, лишь бы хоть малая возможность была.
Святитель Феофан (Говоров)
И еще, самое главное:
Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин. 15:11).
Это слова самого Христа!
Дорогой! Еще одно завещаю тебе. Помни слова Господа Иисуса Христа: Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин. 15,13). Полагают душу свою за других людей, за родину, за своих отцов и матерей на войне, если честно идут на врага. Сейчас много говорят о войне. Вот тебе легкий путь спасти свою душу: не жалея себя, с верой в Господа, исполняй честно всякий приказ, хотя бы пришлось идти на явную смерть. Смерть на войне есть смерть «за други своя» и ведет в Царствие Божие, поэтому не должно страшиться. Не бойся ничего. Господь с тобой. В Русской Церкви много прославленных святых из военных."
Игумен Никон (Воробьев)
Вот то малое, что хотелось бы сказать в защиту христианства - великой религии, принесшей свет всему человечеству.