Найти тему
Инвест-Форсайт

Аналитик рассказал, что будет дорожать

Фото: depositphotos.com
Фото: depositphotos.com

Инфляция в России сохраняет устойчивую тенденцию к снижению и в I квартале 2023 года может опуститься в годовом выражении до уровня 5% или чуть ниже. Об этом заявил президент России Владимир Путин, сообщает «Интерфакс».

В настоящее время существуют разные прогнозы по инфляции, но самый распространенный — это прогноз ЦБ РФ. В документе указывается, что в следующем году инфляция может составить до 7%, а к таргету 4% цены вернутся в 2024 году, отмечает руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев.

Стоит отметить, что в текущем году снижение инфляции — это результат сразу двух сильных факторов. Первый — укрепление рубля, из-за чего ряд товаров просто не имел поводов для сильного роста (кроме спекулятивного, во время ажиотажных покупок, которые совершали россияне). Второй фактор — сжатие потребительского спроса. Продажи продуктов питания (за счет роста цен) по году выросли, но на уровень в рамках инфляции (до 12%), продажи непродовольственных товаров просели почти на треть. Продажи автомобилей сократились на 70%, недвижимости — на 40%, авиабилетов — в два раза и т.д. А ведь все это отражается в данных по инфляции: чем ниже потребительский спрос, чем больше люди экономят и меньше покупают, тем ниже инфляция на макроэкономическом уровне. Именно эту картину мы сейчас и наблюдаем, пояснил эксперт «Инвест-Форсайту».

«Вероятнее всего, что стагнация реальных доходов россиян (которые уже просели в этом году на 3%) и общая экономическая и геополитическая нестабильность по-прежнему будут оказывать давление на спрос. Инфляция в таком случае действительно может снижаться более быстрыми темпами, чем сейчас ожидает Центральный Банк. Но падение спроса имеет сильный негативный эффект — это сокращает темпы роста всей экономики», — предупреждает Артем Деев.

Что касается цен, то больше всего будут расти в стоимости импортные товары — просто в силу того, что новая логистика требует больших затрат. Это — автомобили, мобильная и компьютерная техника, бытовая техника, брендовые вещи, а также дорогостоящие услуги (стоматология, косметология, туризм и т.п.). Во-вторых, на товары повседневного спроса продавцы и производители будут стараться удерживать цены, чтобы не допустить резкого падения спроса (это плохо отразится на выручке и прибыли).

В остальном цены все равно будут расти, но медленно — по всей линейке продуктов питания и товаров (затраты производителей будут расти из-за санкций, сложностей с рабочей силой, из-за роста тарифов ЖКХ, проблем с критическим импортом и т.д.), резюмирует аналитик.