Найти тему

Фильм «Приходи на меня посмотреть»- рождественский водевиль или глубоко серьезная драма двух женщин?

"Приходи на меня посмотреть.
Приходи. Я живая. Мне больно." (А. А. Ахматова)

Фото из фильма «Приходи на меня посмотреть»
Фото из фильма «Приходи на меня посмотреть»

Двадцать два года назад, а именно в 2000 году, вышел на экраны художественный фильм, «Приходи на меня посмотреть» по мотивам пьесы- водевиля Надежды Птушкиной «Пока она умирала».

Это был режиссёрский дебют известного и всеми любимого (особенно за роль барона Мюнхаузена) актёра Олега Янковского и оператора Михаила Аграновича. Главные роли блистательно исполнили Олег Янковский, Екатерина Васильева и Ирина Купченко.

Фото из фильма«Приходи на меня посмотреть»
Фото из фильма«Приходи на меня посмотреть»

Действие происходит в канун нового года в «квартире, в которой старятся две женщины. Всё старомодно и уютно. Стабильно годами. Шифоньер, горка, стеллажи, заставленные подписными изданиями, шторы с бантами, скатерть с кистями на круглом столе. Массивные стулья, громоздкие кресла, абажур.» (Так в пьесе описывает интерьер ее автор.)

Сюжет фильма прост. Живут две женщины в одной квартире. Одна не ходит уже 10 лет даже по дому. За ней ухаживает ее незамужняя дочь. Это очень греет душу матери. Правда изредка она пускается в разговоры о своей смерти. И на этот раз во время чтения романа «Приключениям Николаса Никльби» Диккенса ее вдруг прорвало:

Софья. Скажи мне правду, Таня, только правду.
Таня. Да, мамочка?
Софья. Когда я умру, тебе станет легче?
Таня. (опускается перед креслом на колени и прижимается щекой к материнским рукам) Я очень люблю тебя, мама!
Софья. Многие из нас, старых людей, покидая этот мир, утешаются тем, что своим уходом надеются облегчить жизнь близких. У меня этого утешения нет. Я умру, а твоя жизнь, боюсь, станет ещё печальнее.
Таня. Ты хуже себя чувствуешь?
Софья. Девочка моя, только не пугайся и не паникуй. Знаю — я умру сегодня или завтра. Тоска, тоска сжимает сердце.
Софья. Пора, пора… Не боюсь смерти. По тебе моя тоска, Танечка. Я покидаю тебя одну, без мужа, без детей, без близкого человека. Ты — лучшая из дочерей. Где же справедливость? Почему ты должна дойти свой путь в одиночестве? Почему? Почему?!

В итоге Софья Ивановна резюмирует: «Если бы ты была замужем, я умерла бы счастливой. Я виновата. Ты остаешься одна из-за моего эгоизма!»

Фото из фильма «Приходи на меня посмотреть»
Фото из фильма «Приходи на меня посмотреть»

Как потом и окажется, именно эгоизм матери, боящейся одиночества, и привязал дочь, молодую женщину «хорошенькую, фигуристую, с высшим образованием, порядочную, хозяйственную, интеллигентную и без вредных привычек» к ней. Причем, дочь покорно служила своей матери, забыв о себе напрочь. Мать и старая дева составляли одну семью, которая постепенно угасала.

Однако Купидон, в образе соседского мальчишки, распорядился иначе. В тот вечер, когда и шел диалог, указанный выше, когда отключили электричество, в дверь вдруг постучали. Оказалось, что это незнакомый мужчина ошибся адресом.

Таня, в связи с тем, что в парадной было темно, решила посветить ему спуск по лестнице, но сама поскользнулась на банановой кожуре, которую бросил соседский ребёнок (Купидон). Слово за слово и непрошеный гость, узнал от плачущей Тани, что у нее мама умирает.

Фото из фильма «Приходи на меня посмотреть»
Фото из фильма «Приходи на меня посмотреть»

Игорь. (помолчав) Соболезную. Но тут я бессилен. Тут деньгами не поможешь. Хотя… Возьмите! (протягивает деньги)
Таня. Вы с ума сошли?
Игорь. От чистого сердца, хоть и материально. У всех у нас когда-то были мамы!
Таня. Я подаяния у вас не просила!
Игорь. Сам догадался! Для меня эта сумма — тьфу! Берите, не беспокойтесь!

Диалоги, которые начинались с обыкновенной дежурной вежливости, перерастают в выяснение отношений.

Фото из фильма «Приходи на меня посмотреть»
Фото из фильма «Приходи на меня посмотреть»

С этих перепалок и начинается рождение новой семьи. Пропадает эгоизм матери, в которой вдруг произошел рождественский переворот - устроить семейное счастье дочери. Все это она делала деликатно и ненавязчиво:

Очень-очень приятно! Присаживайтесь, Игорь! Можно вас так называть? Хоть вы и не молоды, но я-то намного старше вас. Что же ты, Танечка, не предупредила, что у нас гость к ужину? И как благовоспитанно — с цветами, шампанским! Срочно что-то готовь! Не закусывать же шампанское геркулесом! Подай мне, пожалуйста, розы! Какой аромат! Я чувствую себя молодой и счастливой! Давненько в нашем доме не было роз! Танечка, прими у Игоря пальто! И ступай на кухню! Мы тут с Игорем побеседуем.

Фото из фильма «Приходи на меня посмотреть»
Фото из фильма «Приходи на меня посмотреть»

В итоге этих бесед Игорь проникается сочувствием и любовью к этому дому, а потом и к Тане, которую он разглядел уже не при свечах. Нарядную и красивую.

Фото из фильма «Приходи на меня посмотреть»
Фото из фильма «Приходи на меня посмотреть»

Далее всю водевильную бутафорию про мнимую дочку-внучку можно не вспоминать, ибо самая важная тема пьесы это женский эгоизм с одной стороны и жертвенность с другой стороны.

Хорошо, что этот вопрос разрешился положительно!

Встречались ли вы в жизни с подобными ситуациями?
Напишите, что вы думаете по этому поводу.