Согласитесь, попробовать сервисы доставки многих заставил 2020й год.
Потом кто-то вернулся к привычному способу совершения покупок. Но для нас, например, покупки без похода в магазин так и остались наиболее удобным вариантом.
Тем более в Турции, где в магазинах всегда много людей, турецкого языка мы не знаем и торговаться не умеем.
Как мне кажется, турки больше любят оф-лайн покупки, так, чтобы ходить, выбирать, превращая процесс в маленькое шоу.
О традициях
До сих пор в некоторых районах Стамбула популярен очень интересный способ доставки еды, когда жильцы спускают с балкона на верёвке корзинку, в которой лежат деньги, а курьер кладет туда товар: хлеб, айран и прочие продукты из ближайшей лавки.
О курьерах и Getir
По всему городу снуют курьеры на мопедах, доставляющие продукты, заказанные через интернет. Их число скоро сравняется с количеством стамбульских котиков.
Мопедисты чувствуют себя привилегированными пешеходами с семью жизнями, рассекают и по тротуарам, и по проезжей части, рискуя угодить под колеса.
Большинство из них работают на компанию Getir.
Именно через Getir мы обычно и заказываем еду и товары для бытовых нужд. У них есть приложение на английском языке.
Вообще, заказать всё и сразу через Getir в одном заказе практически не возможно.
Во-первых, у них стоит негласное ограничение на количество товара в одни руки. Например, вы хотите заказать 10 банок холодного кофе Starbucks, а получите только две.
Во-вторых, крайне криво работает поиск. Приходится пролистывать всю товарную категорию, чтобы найти нужную позицию.
В-третьих, в приложении постоянно что-то ломается. То пишут, что банк не может обслужить транзакцию, то что нет свободных курьеров.
Как так? Значит все эти люди на мопедах просто так раскатываются по городу?
Иногда предлагает поставить ваш заказ в очередь. А периодически пишет, что и в очередь вас не поставит, даже не умоляйте.
Подозреваю, что в Getir существует теневой бан. Мой муж допустил ошибку в адресе, когда заполнял данные в приложении. И после того, как пара курьеров долго нас искали, приложение постоянно пишет, что в очередь его не поставит.
Причем только в одной категории, в остальных всё работает нормально.
О категориях
Есть просто Getir с выбором стандартного супермаркета.
Есть Getir More. Название говорит само за себя, это больше, чем Гетир. В нем больше ассортимент.
И есть Getir Locals, где вам предлагается продукция местных производителей. Причем отдельно идут мясные, рыбные, фруктовые лавки и производители орехов и сухофруктов.
Каждая категория - отдельный заказ.
Ассортимент Getir Locals скорее всего забивается в систему каждый день - по тем позициям, которые в этот день есть в наличии.
Поэтому часто нельзя, например, заказать рыбки с утра пораньше. Её ещё не выловили, не посчитали и не занесли в систему. А часам к 11-12ти такая возможность появляется.
В Локалах прекрасные фрукты и рыба. Есть ощущение, что прямо с куста/из моря.
До Турции уже добралось увлечение органическим земледелием. Многие позиции помечены знаком organic. Они не дороже обычных, но та же картошка, к примеру, будет мельче. Зато всё натуральное, хочется верить.
При заказе приложение показывает, через сколько по времени примерно будет курьер. Его передвижение можно проследить по карте.
А вот сделать заказ, выбрав конкретный временной слот, как в российском Сбере, нельзя.
Для оплаты привязывается карта. МИР, к сожалению, для этой цели не подойдёт.
Перед оплатой появляется интересное окошко "Выбрать скидку". Скидка от 10 до 50 лир (умножайте на 3,5 чтобы получить рубли). Скидок несколько и их основания всегда разные. Иногда скидка действует только на Локалы, иногда за заказ конкретных продуктов. В общем, выбрал и считай сторговался, как принято в Турции.
Несмотря на все глюки, я полюбила стамбульский Getir. В Анталии он не работает. И нам было без него ой как тоскливо.
Про Migros
У крупной сети супермаркетов есть свое приложение, но оно на турецком. Заказ можно сделать на английской версии сайта. Ехать к вам ваш заказ будет примерно полдня.
Migros доставляет и в Анталии, но зона покрытия у него слабая. В некоторые районы вам еду не привезут (мы, кстати, отдыхали как раз в таком). И вспоминали, как в России заказывали доставку на дачу, просто указав точку на Яндекс картах.
Про заказ из ресторанов
Многие предоставляют такую возможность. Чаще всего заказ принимают через What'sApp, на котором в Турции, кажется, держится вся интернет-коммуникация.
Вишенка на торте или как заказать свинину в мусульманской стране
Свинину в Турции коренные жители практически не едят. 95% населения в стране - мусульмане.
По русскоязычным чатам разошлось волшебное название IsHAMbul, что можно перевести, как "Ветчинный Стамбул" или даже "Изумительно нежная свинка к вашему столу, неверные, прямо с лучших ферм Европы".
При заказе необходимо указать не только адрес, но и ФИО заказчика и номер икамет - карты задержавшегося туриста. Ну, чтобы ещё раз убедиться, что сервис не для местных.
В выходные доставки нет. Отслеживать путешествие хрюши от склада до вашего порога можно через What'sApp, просто спросив, сколько ещё ждать.
Кроме продуктов из свинины, можно заказать европейские сыры, потому что турецкие - тоже сильно на любителя.
Интересно, что прошутто и хамон везут из Италии и Испании, а вот Баварские колбаски, судя по информации на этикетке, похоже, готовят в Турецком Измире. Происхождение бекона вообще не указано.
На вкус все именно такое, каким и должно быть.
Вот так работают интернет-сервисы по доставке еды в Турции. Пока разберёшься, проще в магазин сбегать. Зато когда разобрался... Это новый уровень комфорта, можно сказать.
А вы пользуетесь доставкой или предпочитаете ходить в магазины?