Найти тему
Библио-лаборатория

"Евангелие от Афрания" Кирилла Еськова. Священная история как предмет для детективного расследования

События в Палестине, произошедшие без малого две тысячи лет назад, всегда привлекали массу внимания со стороны огромного количества ученых, писателей, теологов и вообще всех, кто интересуется происхождением христианства. Написаны тонны и даже сотни тонн трактатов, опровержений, доказательств и теорий о том, что же на самом деле случилось в одной римской провинции во время правления наместника (который, кстати, не имел должности прокуратора) Понтия Пилата.

Библио-лаборатория уже рассказывала о некоторых произведениях, касающихся этой темы, например о романе «Иллюзионист» Аниты Мейсон или гениальном рассказе Хорхе Луиса Борхеса «Три версии предательства Иуды». Сегодня же хочется поговорить о повести Кирилла Еськова «Евангелие от Афрания».

Кирилл Еськов — российский ученый-палеонтолог, до сих пор был знаком мне только по его великолепной книге «Удивительная палеонтология» (не обращайте внимание на попсовый заголовок, на самом деле это очень хороший учебник по истории жизни на Земле). Я знал, что он написал несколько «фантастических апокрифов»: о Средиземье Толкиена, о смерти Кита Марлоу, о событиях Нового Завета, но как-то все руки не доходили почитать, и вот наконец я взялся таки за «Евангелие от Афрания». Впечатления — самые лучшие.

-2

Книга фактически состоит из двух частей: пространного документального вступления/предисловия, в котором автор рассматривает различные версии происходившего в Палестине с точки зрения исторической науки, доверяя источникам полностью во всем, кроме «чудотворной» части. То есть Еськов как бы берет за аксиому, что евангелисты не лгут, просто местами склонны мистически трактовать вполне реальные события (я, кстати, склонен сам придерживаться той же точки зрения). История на самом деле запутана покруче, чем в романах Агаты Кристи, поэтому расследование всех ниточек и загадок затягивает не хуже хоршего детектива. Впрочем, с историей практически всегда так.

Вторая часть — это, собственно, само «Евангелие от Афрания», написанное в виде отчета начальника римской тайной службы в Иудее проконсулу. Стилистически оно не имеет ни малейшего отношения к Риму первого века нашей эры, а скорее отсылает нас к Максиму Каммереру (отсюда обращение «экселенц», которого, конечно же, не существовало в Древнем Риме) и шпионским романам Ле Карре. Самого Афрания Еськов позаимствовал у Булгакова. Ну а повесть представляет собой художественный (я бы сказал — сатирический) вариант версии произошедшего, к которой, собственно, Еськов и подводит читателя в предисловии.

Написано лихо, ехидно, без оглядок на возможные «оскорбления каких-нибудь чувств», но при всем при этом не без рационального зерна. Хотя, на мой взгляд, порой Еськов слишком увлекается современными реалиями и вкладывает в головы людей римской эпохи мысли и побуждения, которых тогда в принципе не могло существовать, да и сюжет переусложняет, но нельзя не признать, что при этом дает относительно правдоподобное, а, главное — непротиворечивое объяснение евангельской путанице, оставляя «за дверями» божественный промысел.

-3

Кстати, что интересно, если ввести этот самый промысел обратно в сюжет, фактически ничего не изменится. Интересы римского наместника, многочисленных фракций внутри иудейского общества, алчных соседей и многочисленных бродячих проповедников останутся примерно такими же, да и мотивация по большей части, тоже.

Я, как всегда, перед написанием статьи почитал немного в интернете существующую критику на повесть, и меня позабавило, что некоторые рецензенты остались недовольны довольно ерническим стилем и массой «анахронизмов» в тексте. Что тут скажешь? Читайте Стругацких и Ле Карре, и все станет ясно. Думаю, что если бы ученый Еськов ставил себе целью воссоздать аутентичный стиль эпохи, он бы его воссоздал, но это же откровенная стилизация, имеющая своей целью подчеркнуть основную идею «подковерной игры» спецслужб, и это получилось у автора превосходно.

В общем, если вам интересно узнать совершенно неожиданную версию того, кем на самом деле был Иуда Искариот — читайте «Евангелие от Афрания» Кирилла Еськова!

Читайте также на канале: