Что такое нигилизм? Все мы знакомы с романом Тургенева "Отцы и дети", в котором один из главных героев студент Базаров выдает себя за нигилиста. Честно говоря, уже в школе я воспринимал нигилистов, как удивительных чудаков, наравне со всякими эсерами, меньшевиками и прочими идейными течениями, не пережившими свое время.
Как-то раз в старших классах мне досталась тема для сочинения "В чем отличие идеологии нигилизма от идеологии большевиков". Я подошел к учителю и честно признался, что не понимаю, в чем отличие этих идеологий. Учитель ответил, что главное отличие заключается в том, что большевики хотели построить новый мир после разрушения старого, а нигилисты просто хотели разрушить старый мир с его порядками.
"Что за странные люди", подумал я и превозмогая себя смог написать сочинение на пару тетрадных страниц.
После окончания школы (это было в конце прошлого века) я выбросил из головы нигилизм и его идеи и так продолжалось до тех пор, пока недавно мне не попалась на глаза книга итальянского философа Константино Эспозито "Современный нигилизм".
Нигилизм? Да еще и современный? Как такое может быть? Я решил почитать.
Поначалу я думал, что речь пойдет о некой небольшой группе людей, причисляющих себя к нигилистам, но, как выяснилось, мысль книги оказалась куда глубже и во многом перекликалась с теми вопросами, ответы на которые я искал с самой юности.
Прежде всего давайте поговорим об авторе этой замечательной книги.
Константино Эспозито - современный итальянский философ, который родился в Бари в 1955 году, в 1978 году окончил философский факультет в Университете Бари, защитив диссертацию на тему “Хайдеггер и Кант: 1912-1929”. На данный момент Эспозито преподает философию в вышеупомянутом университете.
Данная книга - хроники нигилизма и его проявления в современной культуре. Автор обращается не только к авторам знаковых произведений современности, но и цитирует своих студентов, а также некоторые телесериалы.
"Современный нигилизм" это сборник статей, выходивший в свое время в ватиканской газете "Osservatore Romano" а также новые главы, написанные специально для этой книги. Всего получается 18 глав.
Как пишет сам автор: нигилизм зародился на рубеже 19-20вв в философии Ницше как явление титаническое и иконоборческое, в 20 веке стал доминирующей идеей в обществе развитого Запада, а в 21 веке нигилизм окончательно победил и перестал быть проблемой и стал скорее очевидным и повсеместно распространенным фактором.
На мой взгляд когда идея перестает быть революционной, она изживает саму себя. Возможно поэтому никто и не задумывается над тем, что такое нигилизм в 21 веке. Это как человек, который боролся с пороками общества, а потом остепенился и завел семью - общество перестает воспринимать его как пламенного борца за идеи, а скорее видит в нем обычного человека и потому вскоре забывает.
Ведь нигилизм по мысли Эспозито больше не связан с возрастающей силой духа, это скорее упадок духа, когда тебе совсем ничего не нужно.
С другой стороны, как замечает автор: современный нигилизм снова становится вопросом, он из критики всего и вся становится поиском новых потребностей (далее цитаты из книги также выделены курсивом с указанием страниц).
Именно в этих словах - основный замысел книги Эспозито. Вместе с современным человеком автор пытается найти ответы на основные вопросы, которые беспокоят вдумчивого читателя.
Мой школьный учитель часто спрашивал меня, чего я боюсь больше всего на свете. И я неизменно отвечал, что боюсь потерять смысл жизни, а смысл жизни я видел в непрекращающемся поиске истины.
Я никогда не понимал, как можно жить просто так - без какого-либо смысла, словно ты не человек, а животное или камень.
Я никогда не понимал, как можно не переживать по поводу потраченного впустую времени, когда ты не движешься к цели, а просто плывешь, поддаваясь течению.
Я всегда считал, что человек это попытка найти смысл в этом бушующем море абсурда.
Человеческая жизнь такова именно потому, что она противопоставляет себя пустоте. В ней нет и намека на нигилизм, который даже за границами философии всегда готов уничтожить смысл, ради которого мы существуем; не видя этого, не проходя через это, мы не были бы людьми. Именно благодаря альтернативе между существованием и пустотой мы приходим к пониманию себя. И это совершенно не зависит от того, выйдем мы из этой схватки победителями или проигравшими. Именно тогда, когда мы уступаем пустоте, когда объявляем недостижимым смысл окружающего нас мира - именно тогда память о бытии и может возродить смысл - хватит одного взгляда, одной встречи, одного разговора. (стр.23)
Без своего собственного смысла жизни существовать невозможно, что доказывает нам опыт каждого прожитого дня. Без смысла жизни невыносима. (стр.37)
Когда другие называют меня противоречивым я искренне улыбаюсь, ведь каждый человек это прежде всего противоречие, это царство, разделившееся само в себе.
Нигилизм для меня всегда был самым странным злом - это свобода "от" по Ницше, без свободы "для".
Это хорошо показано в книге Чака Поланика "Бойцовский клуб" - главный герой избавляется от своих старых привычек, мировоззрений, идей таким образом приобретая свободу "от". Но дальше непременно должна последовать свобода "для" - когда на смену чему-то старому ненастоящему приходит подлинное. Но оно не приходит. Так и нигилизм.
А еще меня всегда интересовала та грань, которая отделяет наши права от наших обязанностей. Ведь коснись любого и он тут же заговорит о своих правах, совсем забыв про обязанности. До каких пор можно потакать своим желанием и до каких пор возможно выполнение долга? Ведь иногда исполнение желаний приводит к разочарованности в них, а иногда долг это всего лишь попытка общества манипулировать индивидом.
Ценности зависят от людей, а не люди от ценностей. И поэтому эпоха осознанного нигилизма мыслится уже не как эпоха обязанностей, а как эпоха прав. (стр.118)
"Вселенная есть зеркало где видишь только то, что смог познать в себе". Это уже автор цитирует Итало Кальвино. Мир не такой каким мы его видим, мы видим лишь наше отношение к этому миру, мы видим в нем прежде всего свои достоинства и недостатки. И когда вас критикует посторонний вспомните, что эту цитату и поймите, что человек обвиняет вас прежде всего в своих собственных грехах.
Эспозито не обходит стороной и такие важные современные вопросы человечества как развитие технологий и экология.
Окружив себя техникой, человек постепенно и сам становится техникой, утрачивая подлинные человеческие чувства - об этом писали еще литературные пророки ХХ века Сент-Экзюпери и Воннегут. Но есть ли спасение от техники?
Спасти нас может - не столько от техники, сколько в технике - не то, что движется нам навстречу, а то, что отдаляется от нас, ведь лишь в точке, где сходятся две дороги, мы можем познать сущность вещей, и не как объектов для использования, а как носителей собственного смысла, который не сможет заменить никакая техническая операция. (стр 171)
Что же касается экологии:
Сейчас ставится под сомнение сама идея о том, что развитие и экономический рост общества ценны сами по себе. Если результаты этого дискриминирующего использования технологий становится разрыв отношений между людьми, разобщенность и неуважение к природе, чьи ресурсы продолжают иссякать, как заявил в своем выступлении экономист-антрополог Серж Латуш, то предпочтительнее ориентироваться на счастливое и безмятежное "снижение темпов роста" (стр 174-175).
Да простит меня, внимательный читатель, одолевший сию "простынь" до конца за то, что мой обзор этой интересной книги получился несколько обрывистым и скомканным - одной статьи явно мало чтобы описать все проблемы, которые затрагивает Эспозито в своей книге.