Захватывающий шпионский триллер «Заговор в Каире», действие которого происходит в египетском Аль-Азхаре — одной из главных мечетей в истории ислама, — снял режиссер Тарик Салех, автор боевика «Наемник» с Крисом Пайном и триллера «Случай в отеле Нил Хилтон» о коррупции в правительстве Египта. Премьера «Заговора» состоялась в конкурсной программе последнего Каннского кинофестиваля, где фильм получил заслуженный приз за лучший сценарий.
Выросший в провинции сын рыбака Адам (Тауфик Бархом) узнает от местного имама о зачислении его в прославленный духовный университет Аль-Азхар. Расположен он в Каире и является также мечетью и резиденцией всего местного духовенства. Учебу спонсирует государство, и это невероятная возможность для скромного деревенского юноши. Начав постигать новую для себя жизнь, набожный Адам благоговеет перед красотой медресе и представительными наставниками – шейхами Аль-Азхара, обучающими молодых людей каллиграфии и преимуществам загробной жизни. В ближайшую же ночь сосед по общежитию предлагает ему сигарету, а затем и променад до зари по злачным местам столицы. «Каждая минута, проведенная здесь, развращает тебя», — говорит однокурсник наивному другу. Пройдет совсем немного времени, и Адам поймет, что это было сказано не о сигарете, и окажется втянут в сложнейшие политические интриги. Благодаря артистическому мастерству и, конечно, крепкому сценарию, по заслугам оцененному в Каннах, «Заговор в Каире» оказывается убедителен в резкой критике религиозной власти Египта, ее цинизма и лицемерия, а также самого факта слияния церкви и государства. Интриги, угрозы, ложь, коррупция, двойная мораль и даже убийства – все это мы наблюдаем не абы где, а в самом сердце духовного обучения страны. Тут, кстати, не лишним будет заметить, что прекрасно выглядящий на экране Аль-Азхар снимали в одной из крупных мечетей Турции, поскольку проживающий в Швеции режиссер картины Тарик Салех в Египте не появляется с 2015 года – внесен в список нежелательных лиц и может быть арестован. Можно рассматривать критическое высказывание и шире, отмечая антиклерикальную и антитрадиционалистскую позицию режиссера. В обществе, где властный отец-рыбак регулярно бьет троих сыновей за вину одного, религиозные учреждения не могут являться оплотом морали. Адам, постоянно находящийся в страхе расстроить отца и не способный проявить волю, очень просто делает первый шаг в сотрудничестве со спецслужбами. За ним следует второй — и вот он уже влип. Совсем немного времени должно пройти, чтобы человек, проповедуя нравственную чистоту, начал искажать реальность, оправдывая собственную низость. «Заговор в Каире» в кинотеатрах с 10 ноября.