Другой взгляд на Великую Революцию
Итак, перед вами стоит задача, результатом которой могут стать такие последствия, что мало не покажется никому. Неотвратимость этих последствий вам ясна, потому что вы человек, умеющий анализировать исходные данные. И как всякий умный человек, вы желаете минимизировать негативное отношение к вам общественного мнения.
7 ноября мы отметили очередную годовщину Великой Октябрьской Революции, и можем честно признать, что в народе её ещё помнят, как бы не старались испоганить память о ней, как бы её не замалчивали, как бы не шельмовали её действующих лиц. Народная память она так и работает – вопреки желанию власть предержащих. Уж больно хороша была идея.
Но идеи реализуют люди, а с кадрами во все времена и во всех странах не всё хорошо, впрочем, в случае с революцией октябрьской с кадрами всё сложилось более чем хорошо.
Тут я должен сделать следующее заявление, без которого дальнейшее чтение моих «заметок на полях» считаю невозможным. Всё, что вы прочтёте далее – не более, чем плод моего воображения, не претендующий на академичность, не рассчитывающий на звание истины в последней инстанции, но лишь взгляд на события, давно минувшие, под другим углом.
Низы не хотят, а верхи не могут. Все помнят это выражение, важность которого была столь сильна, что В.И. Ленин использовал её в трёх своих работах. И, кажется, мы даже её начали понимать, но тут-то и попались на удочку опытного ловца душ человеческих. Потому что за низы приняли не то, что низами являлось, а верхам отказали в адекватном восприятии действительности. Всё всегда сложней, чем выглядит, и проще в одно и то же время. Если разделить русское общество на касты (это весьма условное разделение, но для удобства понимания договоримся, что принимаем такой раздел), то мы увидим, что среди этих самых низов вовсе не было единства, потому что рабочие, крестьяне, мелкие кустари, служащие, никогда не представляли единого целого, и не могли представлять, а их приравняли к нищим, кои в любом государстве есть. Да, из низкооплачиваемых рабочих в протест шли люди, вот только это была капля в море. Сверхбедные есть везде, даже в самых благополучных странах, но сами они ничего целостного создать не могут. Любая революция зреет в верхах, там варится главный котёл идей, и жрецы этого котла воспитывают своих манкуртов, готовых идти на деяния во славу любых идей.
На полном серьёзе размышлять о том, что «Народная воля» была независимым органом может только наивный человек, а стоит лишь приглядеться к событиям охоты на царя, как сразу становятся заметны уши кукловода.
Но мы о революции сегодня слагаем легенды, и тут подходим к личности главного героя революционных перемен, а именно к Николаю Александровичу Романову, чьё правление на тот момент длилось уже 22 года.
О, личность последнего императора была ошельмована историями о том, какой он был недалёкий, слабохарактерный, подкаблучник, робкий в принятии решений, боящийся гнева своих дядьёв. Нам рассказывали байки о нём так, как если бы наблюдатель находился неотлучно при царе, и делали это люди, которых к царю и на пушечный выстрел никогда бы не подпустили. Ну, с этим-то понятно, свергнутого самодержца следовало выставить именно таким, тем более, что в истории прецеденты имелись, смотрите жизнеописание Павла Первого.
Эксперты по революции – это плоть от плоти современных экспертов по всем вопросам. Собственно, те же самые люди писали историю Кронштадтского мятежа, героизируя то усмирителей, то самих мятежников. Эти же люди редактировали Пушкина, создавая его образ оппозиционера самодержавию, ставя его в ряды декабристов, и прочая.
История – публичная девка на коленях у победителя. Известное выражение, но я бы расширил коридор понимания – эта муза поёт песни сценаристов событий, а те, кто на виду, лишь марионетки. Настоящая власть – тайна за семью печатями. С чего мы взяли, что кто-то нам эти печати снимет? Только дедукция, только хардкор.
Лучшее образование, наличие опыта управления государством, знание военного дела, ориентирование в финансовых вопросах – вот неполный перечень того, что было у Николая Второго к моменту восшествия на престол. Но…
Тут я должен напомнить об одном факте, оценки которого не видел в книгах, статьях, лекциях даже самых маститых учёных. Нет-нет, не так, оценки имеются, но акцента именно на этом факте я не встречал. Возможно, этот акцент прошёл мимо меня, но я и не настаиваю на своём эксклюзивном понимании этого факта. Мы же договорились – это всё игры ума и воображения.
После смерти Александра Третьего, без соблюдения траура и не дожидаясь сорокадневных помин, а именно на 25 день после печального события, молодой цесаревич венчается с Александрой Фёдоровной (в девичестве Викто́рия Али́са Еле́на Луи́за Беатри́са Ге́ссен-Дармштадтская). Дело сие отлагательств не терпело, как вы понимаете, договоры следует соблюдать, даже если вы самодержцы. Или не очень?
Тут следует упомянуть, что среди огромного пласта информации о личности нашего героя, не очень-то много о том любовном романе, про который сняли кино, столь шокирующее публику с особой чувствительностью к личности императора, который на тот момент ещё числился лишь цесаревичем. Жила-была Матильда, и играла она в опасные игры с Романовыми.
Но на самом деле, мы же с вами понимаем, играли с ней, потому как балетные дивы во все времена были игрушками в руках у великих. Очень поучительная история вырисовывается, когда смотришь на список её любовников, и кто за кем стоял.
Бедный Андрей Владимирович – прекраснодушный юноша из семьи, в чёрном сердце которой зрел заговор против императора. О, Мария Павловна и её сыновья – вот они, пятая колонна, послужившие причиной Февраля, оценку которому ещё предстоит дать, честно и пофамильно отметив каждого вредителя. Кто же был тот, кто передал из рук в руки приз в лице Матильды? Сергей Михайлович Романов, личность более чем любопытная, жизнь которого, но более всего его смерть – настоящее произведение искусства исторических сказочников, достаточно даже просто Вики почитать. А если пристально к нему приглядеться, то голова кругом пойдёт от этого супермена и большого друга Николая Александровича.
Надеюсь, я привлёк ваше внимание. Продолжение не заставит себя ждать. История может быть очень интересной, достаточно задавать ей правильные вопросы и иметь чуточку воображения.