Утрата – неизбежная часть человеческой жизни. Горе затрагивает все ее стороны – эмоциональную, когнитивную, социальную и духовную. Как справляются с утратой близкие умершего? Как человек возрождается к продолжению жизни после тяжелого потрясения?
Первым, кто начал изучать процесс протекания горевания, стал Зигмунд Фрейд в своей работе «Печаль и меланхолия»:
«Критерий реальности показал, что любимого объекта больше не существует, и теперь требуется отвлечь все либидо (желание, стремление) от связей с этим объектом… Любое отдельное воспоминание или ожидание, в которых либидо прочно связано с объектом, прекращается, перезамещается (переходит на другие объекты), и в нем происходит ослабление либидо… «Я» после завершения работы скорби вновь становится свободным и безудержным....»
Само понятие «работа горя», «работа скорби» принадлежит ему. И главная цель этой работы – по Фрейду – заключается в том, что нужно во что бы то ни стало оторвать свою привязанность от утраченного навсегда объекта – когда-то дорогого, любимого в прошлом человека.
До тех пор, пока не пройдены все стадии этой работы, его образ неотрывно преследует вас, но стоит ее завершить, и он отступает, вы обретаете свободу от привязанности к утраченному и направляете ее на других, живых людей.
Известный российский и советский психолог Ф. Е. Василюк рассматривал работу горя совершенно под другим углом, чем Фрейд:
«Главные акты мистерии горя – не отрыв энергии от утраченного объекта, а устроение образа этого объекта для сохранения в памяти… Человеческое горе не деструктивно (забыть, оторвать, отделиться), а конструктивно… Творить память».
Он выделил несколько стадий работы горевания, через которые должен пройти переживающий утрату человек.
1. Шок, отрицание, оцепенение
Длится от нескольких секунд до нескольких недель, в среднем до 7–9 дня после осознания утраты.
Человек никак не может осознать случившееся, его душа словно цепенеет. Она оглушена, ошарашена внезапной потерей и бесчувственна к происходящему вокруг.
Обычно шок называют защитной реакцией организма от столкновения с реальностью утраты, с невыносимой острой болью. Но Василюк считал, что если бы человек на самом деле отворачивался от утраты, то он мог бы целиком погрузиться в повседневные дела. А этого как раз обычно не происходит. Человека словно нет в настоящем – он остался там, в прошлом, где умерший по-прежнему жив, по-прежнему рядом. Это не отрицание факта, что его (умершего) больше здесь нет, а отрицание факта, что я (горюющий) здесь.
То есть человек не позволяет трагической утрате войти в настоящее.
2. Злость
Реальность, где больше нет любимого человека и где его больше никогда не будет, вызывает у переживающего утрату бессознательные гнев и ярость.
3. Фаза поиска
В среднем к этой фазе человек приходит на 5-12 день после утраты. Она характеризуется стремлением вернуть утраченную фигуру, нереалистичным отрицанием постоянства потери.
4. Острое горе
Стадия отчаяния, страдания и дезорганизации длится до шестой-седьмой недели после утраты. Проявляется и физически (у человека нарушается сон, пропадает аппетит, появляется общая слабость и апатия ко всему), и психологически (переживающему утрату становится тяжело общаться с окружающими людьми).
Василюк предложил рассматривать эту стадию как этап, на котором происходят основные новообразования – ключевой и для дальнейшего проживания утраты, и для всей последующей жизни человека.
В момент критически острого горя человек может символически умереть, пойти по пути стагнации, доживания, восстановиться к прошлой жизни.
А может, напротив, выйти на следующую, более высокую ступень личностного развития – к новым открывшимся важным смыслам, к прогрессу, к подъему.
5. Реорганизация
Заключительная стадия горевания.
Жизнь – бытовая и профессиональная – восстанавливается. Умерший больше не занимает в ней главное место. Переживания горя, его отдельные всплески – в основном в годовщины важных совместных событий (день рождения, Новый год, свадьба, дата знакомства) – еще случаются, но проходят уже не так болезненно и остро.
Горе стихает примерно после года со дня смерти.
Вильям Ворден рассматривал не стадии горевания, а задачи, которые должен выполнить горюющий:
1. Признать факт потери, ее необратимость и значимость умершего человека.
2. Прожить все тяжелые чувства, сопровождающие потерю. Избегание проживания тяжелых чувств и подавление их ведут к депрессии.
3. Реорганизовать жизнь, в которой умерший выполнял определённые роли. Перестроить отношения с окружающими. Взять на себя полную ответственность за организацию собственной жизни.
4. Перестроить отношение к умершему, найти для него место в жизни. В конце горевания дать себе разрешение на радость и новые привязанности.
Все изложенные стадии и задачи описывались с целью помочь горюющим проделать работу скорби полноценно, чтобы возродиться к дальнейшей жизни.
Но не всегда она проходит полноценно и завершается в обычные сроки.
Эрих Линдеманн описал признаки нормального горевания, которое дает благоприятный прогноз для горюющего, они были разобраны выше. И выделил виды патологического горевания, которое встречается у людей, не прошедших всех стадий работы скорби, боящихся погрузиться в тяжелые чувства.
При таком искаженном процессе болезненные реакции могут наблюдаться очень длительное время – вплоть до пожизненного. Если помочь человеку трансформировать искаженные реакции в нормальное горевание, то человек со временем успешно справится с утратой.
Линдеманн выделил следующие патологические реакции горя:
1. Отсроченное переживание. Люди откладывают переживание утраты, иногда на годы. Даже если видимых признаков горевания нет, утрата все равно воздействует на психику человека.
2. Искаженные реакции горя, которые Линдеманн рассматривал как поведенческие изменения, свидетельствующие о неразрешившейся реакции горя.
3. Активность без чувства утраты, близкая к привычным занятиям умершего.
4. Появление симптомов заболевания, сходных с последним заболеванием умершего.
5. Психосоматические заболевания, часто астма, язвенный колит, ревматические артриты.
6. Изменение отношения к друзьям и родственникам вплоть до социальной изоляции.
7. Выраженная враждебность против определенных лиц, часто против лечащих врачей покойного.
8. Некоторые люди, пытаясь скрыть враждебность, полностью отрезают проявления эмоций, и поведение становится формальным, лишенным чувств.
9. Длительная утрата социальной активности, инициативы, решительности.
10. Человек может начать совершать действия, которые вредят его социальному и финансовому положению, пускается в финансовые авантюры.
11. Может встречаться такая форма переживания горя, как ажитированная депрессия с нарушением сна, напряжением, чувством собственной малоценности и сильным чувством вины. Такие люди могут совершать попытки самоубийства.
Линдеманн полагал, что пережившим утрату людям, которые демонстрируют искаженные реакции горя, показана психиатрическая (психологическая) помощь или помощь церкви.
Крайне интересно выделение Линдеманном такого вида горевания, как предвосхищающее горе. Реакции, сходные с гореванием по умершему, наблюдались у близких в ситуации разлуки: например, мать может горевать, отпуская сына в армию, жена – проводив мужа на фронт.
У родственников долго болеющих смертельной болезнью людей также происходит предвосхищающая работа горя еще при жизни больного. И бывает иногда, что человек живет дольше отмеренного врачами срока, а родственники «устали», отошли душой и начинают чувствовать злость на того, кто должен был умереть, но жив.
Это реакции на возможную смерть в будущем очень значимого и важного человека. В ситуации риска потерять любимого проделывалась работа горя, и так эффективно, что горюющий внутренне освобождался от образа человека, с которым разлучился на время. В итоге человек (например, солдат) возвращался, а отношение близости было непоправимо утрачено. Понимая механизм работы горя, можно проводить профилактику, предотвращающую разрушение семейных отношений.
И в самом конце вопрос: зачем изучать всю эту теорию по гореванию? Человек горюющий осознает свое страдание. Он часто хочет сопереживания и сострадания другого рядом. Для такого человека излечением будет, если рядом будет кто-то, с кем можно плакать, рассказывать об умершем, делиться переживаниями. Если работа горя выполняется, то она рано или поздно заканчивается.
Но если человек подавил переживания и законсервировал внутри свою утрату, то жизнь его нарушилась, а причина не понятна. Замок заперт, ключи потеряны. Чтобы восстановить его природные силы, энергию, ощущение «Я живу», нужно распознать остановленный, замерший процесс горевания, помочь человеку восстановить контакт с собой, прожить отложенное горе и тем самым вернуться к полноценной жизни.