Добрый день, дорогие читатели.
Не так давно я объявила временный перерыв в работе канала, но эта статья уже была на стадии подготовки к опубликованию, поэтому я считаю целесообразным довести процесс до логического конца. Тем более, что запуск новой рубрики, как правило, способствует притоку вдохновения.
Итак, сегодня я предлагаю вашему вниманию еще одну новую рубрику "Женщины и эпохи", в которой речь пойдет о выдающихся женщинах, оставивших след в мировой истории и культуре. Сразу хотелось бы отметить, что в отличие от "Занимательной истории моды" ( первый выпуск здесь) в этой рубрике, я не планирую строго придерживаться хронологического принципа в публикациях.
Этот выпуск я хотела бы посвятить юной королеве Польше Ядвиге, память о которой живет и по сей день.
Ядвига ( Jadwiga Andegaweńska) родилась в семье короля Венгрии и Польши Лайоша I (в Польше известен как Людовик I Венгерский либо Анжуйский, т.к. относился к Анжуйской династии) и Елизаветы Боснийской.
Кроме Ядвиги королевская чета воспитывала двух старших дочерей - Екатерину и Марию. Наследников мужского пола у Людовика I ( здесь и далее автор позволит себе использовать именно польский вариант имени правителя) не было.
Свое прозвище король получил благодаря активной и достаточно успешной внешней политике, а также законотворческой деятельности, которая, впрочем, была в основном ограничена Венгерским королевством. Отношения же с Польшей у Людовика не сложились и он покидает стану практически сразу после коронации в 1370 году. Польское государство на тот момент едва преодолело феодальную раздробленность. Предшественнику Людовика I Казимиру III Великому удалось сломить сопротивление шляхты и укрепить королевскую власть. Были введены новые законы, модернизирована денежная система, а польская культура вступила в период возрождения.
Однако, чувствуя безразличие его приемника к делам польского государства своевольные дворяне вновь поднимают голову и в результате добиваются новых привилегий.
В 1373 году Людовик I освободил шляхту практически от всех податей и налогов в обмен на признание одной из его дочерей наследницей польского престола (Кошицкие привилегии). Как и следовало ожидать, наследницей была объявлена старшая из сестер - Екатерина.
Король строил свою внешнюю политику не только на основе военных походов, но и при помощи брачных связей. Например, желая соединить австрийские и венгерские земли, он инициировал помолвку младшей дочери с австрийским герцогом Вильгельмом.
Разница в возрасте между женихом и невестой была несущественной и бытует мнение, что, благодаря переписке, между ними постепенно сформировалось искреннее и сильное чувство. Также существует версия, что в детском возрасте между Ядвигой и Вильгельмом был заключен брак по доверенности (через представителей без непосредственного участия вступающих в брак персон).
Внезапная смерть Екатерины спутала все карты. Сначала польские дворяне признают наследницей престола следующую в очереди сестру Марию, но затем, после смерти Людовика I, переменило решение в пользу Ядвиги. Именно она оказалась способна выполнить главное условие шляхты - переехать навсегда в Польшу.
В 1384 году принцесса прибывает в польскую столицу - Краков.
Популярные источники продвигают версию о том, что в этом путешествии ее сопровождал и Вильгельм Габсбург с целью как можно скорее сыграть свадьбу, но подобный брак, как, впрочем и возможность брачного союза новой королевы с представителем старинной польской королевской династией Пястов в лице удельного князя Земовита IV, который тоже претендовал на руку Ядвиги, не входил в планы польского дворянства, стремившегося к союзу с Литовским государством.
В рассматриваемый период Литва переживала затяжную междоусобицу между наследниками великого князя Ольгерда. В конфликт оказались втянуты Тевтонский орден и Великое княжество Московское.
В 1381 году начался очередной этап конфликта, главными действующими лицами, которого стали великий князь Ягайло и его кузен князь Витовт.
С целью укрепления своих позиций князь Ягайло рассматривал варианты выгодных для себя брачных союзов. Например, он активно вел переговоры о браке с Софьей, дочерью Дмитрия Донского, однако, смирив сопротивление Витовта, Ягайло меняет направление и начинает переговоры с Польшей о заключении брака с юной Ядвигой. Идея показалась привлекательной не только для польского дворянства, но и для католической церкви, так как давала возможность распространить католическую веру на языческую Литву.
С этого момента начинается самая романтическая часть истории юной Ядвиги. В 1384 году принцесса была коронована как король Польши (использовалась именно мужская форма титула). Шляхта и духовенство поставило новоиспеченную правительницу перед необходимостью расторгнуть невыгодную с их точки зрения помолвку с наследником Габсбургов и принять предложения Ягайло. Но девушка, согласно легенде о страстной любви к жениху, проявила своенравие и упорство. Она отчаянно боролась за право быть с нареченным. В Кракове уже сложилась своего рода "партия" поддержки Вильгельма, которую возглавил князь Владислав Опольчик. Он попытался взять Вавельский замок, где в это время находилась Ядвига под присмотром опекуна Дмитра из Горая.
Историки мало осведомлены о внешности молодой королевы, большинство ее портретов были созданы много столетий спустя. На этих картинах зритель чаще всего видит очаровательную, нежную девушку, но сюжеты указывают на ее сильный характер.
Польский художник XIX века Ян Матейко изобразил сцену, в которой решительная Ядвига с топором в руках пытается покинуть Вавельский замок.
Сломить сопротивление королевы удалось лишь епископу Петру Вышу, который убедил ее в том, что она совершает великое и богоугодное дело, обращая язычника Ягайло и его народ в христианство. Девушка, отличалась глубокой религиозностью и не привыкла противиться воли церкви. По легенде, прежде чем принять окончательное решение Ядвига долго молилась перед серебряным распятием в соборе Вавельского замка и получила знамение. С креста к королеве обратился Христос и благославил ее на брак с литовским князем. В результате было объявлено о помолвке, которую скрепил международный договор, Кревская уния, согласно которому на карте Европы сформировалось новое польско-литовское государство - Речь Посполитая.
18 февраля 1386 года состоялось венчание Ядвиги и Ягайло, принявшего титул короля Польши под именем Владислава II Ягелло. Оставленный жених Вильгельм Габсбург получил денежную компенсацию за несостоявшийся брак, что не помешало ему демонстративно выразить недовольство поведением Ядвиги.Святой престол в Риме внял этому недовольству и польская королева едва не оказалась героиней скандальной истории. Лишь после специального разбирательства брак был признан действительным и окончательно благославлен Римом.
Ядвига, согласно распространеному мнению, так и не смогла полюбить супруга. Виной тому была разница в возрасте (около 11 лет или немного больше), дикие, по мнению королевы, привычки Ягайло и его необузданный нрав.
Королева нашла утешение в благотворительной деятельности, открывая приюты для бедных, и благоустройстве своего государства. Благодаря Ядвиге Польше были возвращены древние земли Пястов, присвоенные Тевтонским Орденом. Королева много помогала бедным, продала большую часть своих украшений и на вырученные деньги преобразовала и расширила Краковский университет, привлекла туда многих выдающихся европейских педагогов.
Также она поощеряла развитие польского языка и письменности и уделяла огромное внимание религии. При Ядвиге на польский язык были переведены многие религиозные тексты и книги, например, Флорианская псалтырь.
Единственный ребенок Ядвиги и Ягайло - дочь Елизавета ( Эльжбета) Бонифация родилась лишь через тринадцать лет после заключения брака и прожила только месяц. Королева не пережила потери и угасла сразу же за дочерью. Ей было всего двадцать пять лет.
Ядвигу похоронили в главной усыпальнице польских королей.
После смерти супруги Владислав II Ягелло опасался за лигитимность своей власти в Польше и даже планировал отказаться от польской короны и вернуться в Литву, но королевский совет подтвердил его полномочия. В Польше утвердилась новая династия Ягеллонов.
В XX веке Католическая церковь начала процесс канонизации королевы Ядвиги. В 1986 году она была причислена к лику блаженных, а в 1997 к лику святых. Традиционно Ядвигу считают покровительницей королев, но и простые женщины могут обращатся к ней с просьбами о помощи и покровительстве.
Образ благочестивой правительницы активно используется и в современной популярной культуре, например, Ядвига является героиней нескольких компьтерных игр.
Спасибо, что прочли мою публикацию, надеюсь, вам было интересно. Буду рада новым читателям/подписчикам и комментариям по теме и, возможно, предложения о героинях следующих публикаций.