10 ноября отмечается «День сотрудников внутренних дел», так он официально называется с 2011 года, после того как милиция в нашей стране стала полицией. В народе праздник по старинке именуют Днём милиции. Свидетели советской эпохи вспоминают, что к этому дню на телевидении традиционно показывали хорошие музыкальные концерты. А много ли песен посвящено самой профессии стражей правопорядка?
«А про нашу про советскую милицию, кроме этой песни нету ни одной», - утверждал в своей самой известной композиции андеграундный рок-бард конца 80-х – 90-х годов Веня Д’ркин, в миру – Александр Литвинов. На самом деле он был не прав. К тому моменту, когда Д’ркин написал свою «Песенку про советскую милицию» в разных пластах музыкальной культуры композиции о представителях этой профессии были. И, как минимум, одна из них стала суперизвестной и удостоилась статуса «негласного гимна» советской милиции.
Творение композитора Марка Минкова на стихи Анатолия Горохова уже преодолело полувековой рубеж своей истории. Официально песня называется «Незримый бой», но в массах наиболее узнаваема по первой строчке:
«Наша служба и опасна и трудна».
Многими нетленными произведениями отечественная песенная культура обязана кинематографу. Сегодня мы живем в эпоху сериалов, с начала нового века на разных каналах транслировалось несчетное количество многосерийных детективов про милицию, а позже – полицию. Большинство широко популярных песен на эту тему страна услышала именно в сериалах. Например, песни группы Любэ «Прорвёмся» и «Такая работа» в начале нулевых прозвучали в сериалах «Убойная сила» и «Каменская».
«Главная песня» о советской милиции, нетленный хит полувековой давности тоже родом из фильма, который в современных терминах можно назвать «первым советским детективным сериалом», хотя слова «сериал» в 1971 году в обиходе не было. В тот год 14 февраля по телевидению показали фильм «Черный маклер» - это был первый эпизод цикла «Следствие ведут ЗнаТоКи». Советский зритель впервые познакомился с тремя центральными персонажами, сотрудниками органов внутренних дел: следователями Павлом Знаменским и Александром Томиным, в исполнении Георгия Мартынюка и Леонида Каневского и экспертом криминалистом Зинаидой Кибрит. Её сыграла Эльза Леждей.
В основу цикла легли литературные произведения Ольги и Александра Лавровых. Режиссером «Черного маклера» и последующих двенадцати эпизодов выступил Вячеслав Бровкин. С первого же фильма в финале «Знатоков» зазвучала песня «Наша служба и опасна и трудна».
На следующее утро после премьеры в квартире композитора Марка Минкова раздался звонок. Трубку взяла его мама. На проводе был представитель МВД, что взволновало женщину. Вполне нормальная реакция матери, чьим ребенком интересуется милиция. Она бросилась будить сына со словами:
«Тебе из МВД звонят, что ты натворил. Беги срочно к телефону».
Композитор отвечал, что «ничего не творил». Не могут же с МВД просто так звонить, да ещё рано утром – рассуждала мать.
Минков взял трубку. Женский голос пригласил композитора подойти по адресу ул. Огарева, 6. Композитора хотел видеть не кто-нибудь, а сам Николай Щелоков, занимавший пост министра внутренних дел.
Причиной звонка и приглашения была песня, услышанная накануне. Руководитель министерства счел нужным лично пожать руку автору и выразить благодарность от лица всех коллег. Марк Анатольевич рассказывал, что ему даже предложили стать «консультантом по культуре и искусств» при министре и выписали удостоверение, которое он бережно хранил. Песня попала в цель, отозвавшись в сердцах сотрудников милиции, будто бы написал её человек, знавший работу изнутри. Сложно было поверить, что оба её автора никогда никакого отношения к органам правопорядка не имели.
Песня, сочиненная специально для фильма по предложению кинематографистов ,прославила тогда ещё начинающего композитора Минкова и сделала его «своим человеком» в органах. Позже, в 70-х – 80-х он напишет свои главные песни: пугачевскую «Не отрекаются, любя», «Мой милый, если б не было войны», популярную в исполнении Валентины Толкуновой и другие. Эти композиции наряду с «Незримым боем» будут звучать в праздничных концертах на «День милиции», где Марк Минков неизменно присутствовал в зале на правах «почетного гостя».
Если для композитора с «Незримого боя» всё только началось, то его соавтор – Анатолий Горохов уже был именитым поэтом песенником, на что в своим воспоминаниях обратил внимание сам Минков. Вся страна отплясывала твист под исполненную Муслимом Магомаевым «Королеву красоты» Арно Бабаджаняна и Анатолия Горохова. На слуху были и другие его песни.
Благодаря фильму «Следствие ведут знатоки» судьба впервые свела композитора Минкова с поэтом Гороховым. Ранее они не были знакомы. Встреча авторов состоялась в Доме звукозаписи, где они вместе работали над композицией.
В советской песенной культуре и кинематографе Анатолий Горохов оставил след не только как автор песен, но и как закадровый вокалист. В 1969-м году он немножко «помог» Олегу Анофриеву исполнить песню «Ничего на свете лучше нету» для мультфильма «Бременские музыканты», озвучив то самое знаменитое «е-е».
Вокальный опыт поэта Горохова связан и со «Знатоками». В титрах фильмов имена певцов не указали. Было ощущение, что поют её сами герои – Знаменский и Томин, но на самом деле зрители слышали голос автора песни.
Марк Минков рассказывал, что на этапе выбора исполнителя песни возникли трудности, тогда к работе подключили оперного и эстрадного певца Эдуарда Лабковского. Он записал её совместно с Гороховым и вошел в историю и в качестве первого исполнителя главной «милицейской песни».
Оба в дальнейшем пели эту композицию сольно. Есть поздняя запись авторского исполнения на концерте «Любимые мелодии остросюжетного кино» в 2014 году в сопровождении оркестра кинематографии.
Не так давно, накануне «Дня работников органов внутренних дел» 2020 года Эдуард Лабковский спел эту песню в эфире второго канала в гостях у Андрея Малахова.
Появившись в 1971 году, цикл «Следствие ведут знатоки» растянулся в многолетнюю эпопею, объединив несколько эпох, выходил до 1982-го, потом после перерыва вновь вернулся на экраны в 1985-м, ещё несколько серий вышли уже в новом столетии, в 2002 году.
В разные годы в эпизодах сериала звучали и другие песни. В частности, романс «Напрасные слова», ставший хитом Александра Малинина, впервые явился слушателям в 20-ой серии «Знатоков», где его пела Ирина Аллегрова. Звучал в сериале и голос Льва Лещенко, он исполнял композицию «Мы с тобой за город отвечаем».
Но главным хитом, лейтмотивом и «песенным символом» всего цикла фильмов стала композиция «Незримый бой».
За полвека истории эту песню кто только ни исполнял. Из года в год она продолжает звучать на 10 ноября. Неоднократно её пел Иосиф Кобзон.
В 2015 композиция прозвучала в коллективном исполнении участников шоу «Голос».
Полюбившись с первого дня, композиция глубоко укоренилась в среде стражей правопорядка. Милиция ушла в прошлое, превратившись в полицию, появились новые песни. Выпущенный в 2000 ранее упомянутый хит «На спящий город опускается туман» композитора Игоря Матвиенко с текстом Шаганова и Синявского за 22 года тоже уже успел «прижиться» и полюбиться, но старую-добрую «милицейскую» песню не вытеснил. «Незримый бой» продолжает жить и звучать, остается любим и среди современного поколения слушателей.
Материал основывается на информации из открытых источников, создан в ознакомительных и развлекательных целях.
Спасибо, что дочитали до конца. Буду рад вашим лайкам и подпискам на канал. Слушайте любимые песни и помните, что разговоры о музыке всегда субъективны.