Медицинская этика и врачебные тайны предназначены для исключительного использования работниками здравоохранения или наказания тех за разглашение «по всей строгости закона». Для полиции тайна человека – повод для расследования, поэтому медицинские тайны на постоянной основе должны быть известны МВД и докладывать о них депутаты рекомендуют самим врачам.
В начале 2019 года МВД предложило Минздраву дать полиции доступ к базам данных о психиатрических пациентах, ибо те непредсказуемы в своей опасности для окружающих. Мотивировка раскрытия тайного – «автоматизировать сбор сведений <…> о лицах, поведение которых в связи с наличием заболевания даёт основание полагать склонность к совершению ими правонарушений, причинению вреда себе или окружающим».
В письме были приведены примеры тяжких исходов нападения одержимых душевной нозологией на добропорядочных граждан, но психиатры, к которым Минздрав обратился за советом, предложение МВД приняли в штыки, напомнив историю формирования сложного отношения граждан к специальности. Неизвестно, как бы завершились прения двух министерств, если бы не усмиряющее и поквартирное изолирующее действие коронавируса.
После ижевской трагедии нынешней осенью медицинское сообщество предложило Минздраву сформировать списочные составы страдающих душевными болезнями. Практически одновременно идею высказали глава профильного комитета Госдумы и гендиректор НМИЦ Сербского. Профессор Светлана Шпрот ссылалась на позволяющую бесследно исчезать внутреннюю миграцию при возможности быстро ввести в регистр 53 тысячи пациентов российских ПНД, из которых 13 тысяч проходят принудительную амбулаторную терапию.
Депутат Дмитрий Хубезов предложил правила использования будущего психиатрического регистра: «В первую очередь следует создать федеральный регистр лиц, прошедших принудительное лечение и находящихся под диспансерным наблюдением; обеспечить доступ к регистру ограниченного круга медработников, а также, возможно, сотрудников правоохранительных органов, учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
Разделяя боль гражданского общества обо всех пострадавших от действий буйных пациентов, психиатрическое сообщество схватилось за свою голову – регистр создать можно и нужно, но он должен использоваться только медиками. Улетевшее в эфир депутатское слово подхватили коллеги из петербургского Заксобрания, предложившие МВД и Минздраву ужесточить работу каждого российского ПНД: ежемесячно извещать полицию «о потенциально опасных пациентах» и докладывать, «если психически нездоровый человек длительное время отсутствует дома».
Вообще-то питерские депутаты, не дожидаясь создания полноформатного регистра и без дискуссии о допусках в медицинскую базу данных, сократили дорогу к «стрелочникам» - сотрудникам ПНД. Кто своих пациентов знает, тому и докладывать в полицию, лучше онлайн, чтобы не чувствовать себя нарушителем чужой тайны. Видимо, для того депутатов и придумали, чтобы было кому быстро находить верную дорогу к обозначенной обществом цели.
Вы врач и хотите первым узнавать обо всех изменениях, происходящих в российском здравоохранении? Тогда предлагаем Вам присоединиться к сообществу коллег на портале МирВрача