Найти тему
Смехом по жизни.

Массандровский дворец императора Александра III. Часть 1.

Масса́ндровский дворе́ц императора Александра III расположен в Верхней Массандре. Он является самым высокогорным дворцом на Южном берегу Крыма, так как расположен на высоте 365 метров над уровнем моря. Ныне это дворец-музей — филиал Алупкинского дворцово-паркового музея-заповедника.

Масса́ндра — посёлок городского типа, входит в городской округ Ялта. Время возникновения Массандры неизвестно: мнение, что поселение существовало ещё в античное время, пока ничем не подтверждено. Видимо, первыми жителями были потомки смешавшихся с коренными жителями готов и аланов, заселивших край во II—III веках и принявших в III веке христианство.

-2

После присоединения Крыма к Российской империи Массандрой владели французский контр-адмирал принц Карл Нассау-Зиген, помещик Матвей Никитин, Софья Константиновна Потоцкая, Ольга Станиславовна Нарышкина, Александра Васильевна Браницкая, семейство Воронцовых.

В 1822 году при О. С. Нарышкиной знаменитый немецкий садовник, создатель Алупкинского парка, Карл Кебах заложил в Массандре парк в английском стиле на месте дубово-грабового леса. В лесу были проложены дорожки, устроены аллеи, разбиты цветники.

-3

Под руководством Кебаха в парке были посажены можжевельники, кедры, кипарисы, средиземноморские сосны, а также экзотические фруктовые деревья — фиги, лимоны, апельсины, маслины. «Вся красота – в Верхней Массандре» — так с восторгом рассказывали путешествующие в XIX по Крыму и непременно советовали посетить эти удивительные места. Сейчас это один из лучших ландшафтных парков, его площадь 42 гектара.

-4

Секвойядендроны гигантские родом из Северной Америки прекрасно чувствуют себя в этом парке. Им уже 137 лет. Благодаря вечнозеленым кустарникам и деревьям, парк, даже в зимнее время года, выглядит нарядным и пышным. В самые холодные месяцы на нижней аллее багровеют плоды горизонтального кизильника.

-5

Королева цветов – прекрасная величественная роза. Ею усажена вся придворцовая территория. Садовые розы насчитывают 39 сортов, среди которых особо выделяются кусты в виде деревца – это штамбовые розы, привитые к стволу шиповника. Такой способ выращивания оберегает хрупкие нежные цветки от пагубного воздействия природных факторов, поэтому розы радуют своим цветением круглый год.

При графе Воронцове здесь был построен небольшой дом, который использовался как дача. Массандра рассматривалась Воронцовым, как экономическое поместье, то есть то место, которое должно было приносить ему доходы. Именно тут были разбито несколько плантаций табака, виноградника, винзавод с собственным винным подвалом, были разбиты сенокосные луга, фруктовые сады, конюшня, бахча, каменоломня, молочные птицефермы. Вся территория, на которой было расположено добро, перечисленное выше, занимала 970 га земли.

После смерти графа его сын Семён Михайлович Воронцов стал владельцем Массандры и принял решение старую постройку снести, а на его месте возвести небольшой дворец по типу охотничьего замка. В экспозиции музея есть рисунок первоначального замысла архитектора Эдмунда Бушанда - мрачного вида замок в готическом стиле с узкими окнами-бойницами без всяких архитектурных излишеств. Строительство было не закончено до конца, так как сначала на стройке умер архитектор (от сердечного приступа), а еще через год в 1882 году умер и князь Воронцов. Его вдова покинула Россию и в 1889 году Массандру вместе с недостроенным дворцом передали во владение императора Александра III. Архитектор П. К. Теребенев так описал состояние дворца при покупке имения: «Каменное здание в два этажа, частью с подвалом, сложенное из местного известковой породы камня, правильной кладки, хорошо сложенной, крыша цинковая с мансардными окнами; здание состоит из стен, крыши цинковой и по всем помещениям положены железные балки, остальных частей здания не имеется. Стоимость здания по солидности и прочности постройки может быть оценена в 85 тыс. рублей».

-6

С 1892 по 1902 год сооружение дворцового ансамбля продолжилось по проекту Максимилиана Месмахера. Максимилиан Егорович сохранил размеры и стиль строения, но, используя новые декоративные материалы и приемы, до неузнаваемости преобразил его, превратив аскетичный рыцарский замок в сказочный терем. Архитектор дополнил строгую средневековую готику здания элементами античности, барокко, русского и мавританского стилей. Строительством руководил архитектор Оскар Эмильевич Вегенер.

-7

От первоначального проекта Этьена Бушара сохранились некоторые элементы Средневековья ‒ остроконечные угловые башенки круглой формы, имеющие высокие узкие окошки. Уникальный французский стиль отображает графитный шифер в виде чешуек.

-8

Во дворце были проведены вентиляция, отопления, электричество и даже телефон. Интересный факт – в акте приемной комиссии, которая принимала ввод в эксплуатацию дворца было написано, что он не предназначен для комфортабельного проживания.

Дворец является уникальным в своем роде - ведь только тут (если сравнивать с другими похожими дворцами) сохранилась вся дворцовая отделка, которой уже более 100 лет. Напротив главного входа во дворец расположен восьмиугольный бассейн, оборудованный красивым фонтаном, охраняет его каменная женщина-сфинкс. Фонтан работает только в курортный летний сезон.

-9

Особый шарм парковому ансамблю придают последовательно снижающиеся террасы, которые занимают цветочные партеры, резные колонны и античные статуи. Ещё на этапе строительства, регулярный французский парк украшали 29 скульптур и 6 декоративных ваз, которые были установлены вокруг дворца, на подпорной стене и на открытом в то время балконе. Статуи из искусственного камня изображали античных богов, мифологических существ, философов, аллегории наук и искусств. До сегодняшнего дня сохранились лишь шесть из них – два сфинкса охраняют вход ко дворцу, а сатиры и драконы расположились у стен бывшей сервизной комнаты со стороны западного фасада.

-10

Неотъемлемым элементом всего дворцового комплекса стала подпорная стена, устроенная со стороны восточного фасада. Ее предназначением было защищать территорию дворцовой площади от оползней и ливневых потоков. Однако создана она была настолько эстетично, что стала настоящим украшением комплекса. Выложена стена метлахской плиткой, украшена барельефами, различными скульптурами и вазами, увита виноградом девичьим и древесными лианами глицинии китайской, цветущей кистями светло-лиловых душистых цветов.

-11

Метлахская плитка широко использовалась для отделки фасадов здания и лестниц. В результате Массандровский дворец приобрел уникальный теплый оттенок. Многочисленные рельефные балконы и ризалиты, красивейшие фронтоны и вазы придают сооружению нарядность и сглаживают строгость средневекового стиля. Уникальные полукруглые лестницы, которые ведут прямо от главного входа на верхний этаж, являются элементами пышного барокко. Снаружи дворец украшают античные статуи.

-12

Поскольку изначально дворец строился как охотничий домик, в нем нет особых атрибутов, шикарного главного подъезда и парадного зала огромных размеров. Здесь нет строений для служебного пользования, подразумевалось лишь наличие сторожевого домика. Во дворце не планировалось проводить официальных приемов, он был задуман как семейный особняк для отдыха от обязанностей и многочисленных подданных.

Дворец принадлежал Александру III, затем Николаю II. Царствующие особы, посещая Тавриду, часто наведывались в этот дворец, но никогда не оставались в нём ночевать.

-13

Бюст императора Александра III(1881-1894) установили на территории Массандровского дворца в июне 2017 г. во время празднования 175-летия автора проекта Массандровского дворца Максимилиана Егоровича Месмахера.

Продолжение здесь: