Найти тему

ПОХВАЛЬНОЕ СЛОВО ТОВАРИЩУ СААКОВУ

Нет, нет, в заголовке не допущено ни ошибки, ни опечатки.

"Кавказская пленница": товарищ Саахов и другие
"Кавказская пленница": товарищ Саахов и другие

Следует читать не "товарища Саахова".

А именно "товарища Саакова".

Признаемся, что словосочетания с упоминанием товарища Саахова прочно вошли в наш речевой обиход.

Если сооружено нечто роскошное, но при этом на сомнительные средства и в потаённом месте, вдали от людских глаз – то это, непременно, дача товарища Саахова.

Если производится торг с неблаговидным спросом и предложением, то обязательно будут упомянуты двадцать или двадцать пять, в зависимости от ситуации, баранов.

Если кто-то тайно строит козни и они случайно выплывают на поверхность, обязательно и назидательно произносится имя контрагента: "Саахов! Саахов!"

И, в конце концов, если нечаянно сорвётся с языка неудобное в упоминании словечко, а уж тем более фамилия, начинающаяся на "сах", то непременно последует продолжение: "... ах, какого человека!"

Товарищ Саахов увековечен гением режиссёра Леонида Гайдая на веки вечные.

А с лёгкой руки замечательного и блистательного Юрия Никулина, воплотившего гайдаевского киногероя Балбеса, уже несколько десятилетий гуляет легенда, что фамилия персонажа Саахова едва не стала препятствием для выхода картины "Кавказская пленница" на экран. Со слов Никулина выходило, что начальство Мосфильма, где снималась "Пленница", усмотрело в фамилии главного отрицательного героя откровенный намёк на другого реального режиссёра, к тому же секретаря парткома Саакова. Юрий Никулин уверял, что узнав про эти "тайны Мадридского двора", бросился за помощью к всесильному тогда министру культуры Екатерине Фурцевой, и та решительным звонком остановила "произвол".

Такова версия Юрия Никулина.

Его мнение, считается, должно быть непререкаемым.

Ничего, однако, непререкаемого нет.

Свидетели создания и выхода на экран "Кавказской пленницы" придерживаются иного мнения.

Во-первых, на Мосфильме того периода работало два режиссёра Саакова. Один из них, а именно Юрий Сааков в соавторстве с гениальным актёром Игорем Ильинским снял фильм "Эти разные, разные, разные лица". В этом фильме, экранизирующем разные рассказы А.П. Чехова, Ильинский сыграл более десятка различных героев, в том числе справился и с женским образом. Больше актёров в фильме не снималось, он один. До сих пор это киноявление можно рассматривать как образец наиудачнейшего кино.

Фильм Юрия Саакова и Игоря Ильинского
Фильм Юрия Саакова и Игоря Ильинского

А был и ещё один Сааков, Леон Николаевич. Он-то и послужил основой для кинобайки, запущенной Юрием Никулиным. Леон Николаевич, действительно, был парторгом Мосфильма, но не в конце 60-х, когда снималась "Кавказская пленница", а в конце 40-х, сразу после войны. Кстати, он, как и Гайдай, сам был фронтовиком.

Сохранились воспоминания, что однажды два бывших фронтовика встретились в коридоре киностудии, и Сааков в шутку спросил Гайдая: "Верно ли, что снимаешь фильм про меня?" Гайдай в ответ сказал тоже что-то шутливое. Но разошедшиеся слухи превратили этот незначительный разговор едва ли не во вселенскую проблему.

Между тем Леон Сааков оставил потомкам значимый художественный фильм "На дорогах войны", о работе фронтового кинооператора. Особое место в этой летописи занимает сюжет о жизни и смерти своего друга, фронтового оператора Владимира Сущинского, который во время съёмок не щадил себя и геройски погиб в конце февраля 1945 года прямо на передовой. Сущинский стал прообразом главного героя.

Афиша фильма Леона Саакова
Афиша фильма Леона Саакова

Все эти подробности, конечно же, не имеют отношения к образу товарища Саахова, прочно вошедшего в народную кинопамять.

Но и они тоже имеют большую ценность.

Подписывайтесь на мой канал! Это будет способствовать росту новых идей и образов! Заранее благодарен.