Воображение рисует картину, разум сравнивает варианты, вкус отбирает нужное, талант исполняет эталон. Так получается гениальная роль и проявляется настоящий актёр.
8 ноября исполнилось 87 лет Алену Делону. Гениальному актёру, которому не нужна взаимная любовь со зрителем. Свою любовь он отдал ему безвозмездно. Поздравляем и благодарим за жизнь, отданную кино. Браво!
А теперь давайте смотреть фильм.
"Я не сомневаюсь в законе, но он не для меня! У меня забрали машину, мне нельзя покупать и продавать картины, заходить в бары, рестораны и кино, даже в общественные писсуары! И все потому, что метрика моей бабушки ещё не пришла." Кричит главный герой фильма Джозефа Лоузи "Мсьё Кляйн" (1976).
Париж, 1942-ой год. В оккупированном фашистами городе проживает Робер Кляйн (Ален Делон) - аукционист, арт-дилер, антиквар, коллекционер. А ещё - француз, эльзасец, католик. Он неплохо зарабатывает на скупке картин у богатых евреев, которые, готовясь поскорее покинуть Францию, вынуждены продавать свой товар за неразумно низкую цену.
Робер даёт цену минимум вдвое меньше, ведь у продавцов горит земля под ногами, поскольку немцы начинают на них охоту, а французская полиция им в этом активно помогает.
Мсьё Кляйн живёт в хорошем районе, в прекрасной квартире с музейным убранством. У него есть постоянная молодая любовница и, похоже, что не одна. Робер встаёт отнюдь не с петухами, облачается в шёлковый халат, в нём же завтракает и принимает клиентов. Потом - аукционы, обеды, приёмы, театры...
Так проходят его дни, пока в один из них он не находит под своей дверью "Еврейский вестник" - газету, которая рассылается только евреям, давно поставленным на учёт в местном департаменте. В ней, в частности, публикуются оповещения о том, когда и кому нужно явиться на пункт сбора для дальнейшей депортации из страны. Впрочем, читать эти оповещения не обязательно. Всё равно, придут за каждым.
Исключительно чтобы установить истину, а не из страха, мсьё Кляйн относит газету в редакцию, где ему сообщают, что данные на него поступили из полиции и посоветовпли обратиться туда. Чистая формальность. Скорее всего, это ошибка или чья-то глупая шутка.
Но в департаменте с Робером уже не были так любезны. Нет, они, конечно, всё проверят, в том числе и наличие у мсьё его полного тёзки. Да, они понимают его беспокойство, но закон есть закон...
Робер Кляйн не стал сидеть сложа руки. Он сам начал искать Робера Кляйна и вышел на его след. Действительно, у него нашёлся двойник. Тоже Робер Кляйн, проживающий в Париже, и даже похожий на него внешне. Живёт этот человек в дешёвой квартирке, в которой Роберу пришлось побывать. Этот двойник всё время ускользает, но словно притягивает Кляйна.
Он изучает жилище своего доппельгангера и обнаруживает там листок с нотным текстом "Интернационала". Робер знакомится с его друзьями-аристократами, не желающими мириться с новым фашистским порядком, ищет его девушку, обнаруживая её фото, находит его собаку… И в конце концов Кляйн понимает, что его двойник - террорист, вхожий в аристократические дома Франции и взорвавший машину с немецкими офицерами.
Теперь бы это всё ещё доказать... Но он не успевает, хотя ему и помогает друг-адвокат, который, правда, успевает предварительно обобрать своего друга-клиента до нитки. Похоже, что Роберу Кляйну уготована судьба ... Робера Кляйна! Ему светит концлагерь. Но шанс его избежать есть, он один единственный. Нужно пройти антропометрический осмотр. Ненадолго вернёмся к началу фильма.
Врач осматривает женщину средних лет. Он шарит руками по её голому телу, а она стыдливо подставляет доктору уши, зубы, брови, веки, нос... В процессе осмотра нужно установить похожа пациентка на еврейку или нет.
Такую процедуру надлежало пройти во Франции всем желающим доказать, что они не являются евреями. При наличии на то сомнений, конечно.
И вот врач выносит вердикт: "По совокупности ... данных обследуемый объект ... может принадлежать к семитской группе и иметь еврейских, армянских или арабских предков".
Адвокат Кляйна советует и ему пройти такой осмотр, поскольку метрики предков Робера, которые должны доказать католические истоки его рода (немецкая фамилия у него из Эльзаса), задерживаются.
Робер Кляйн отказывается. Он не может пойти на такое унижение. Но тогда ему ничего больше не останется, как пойти на сборный пункт, где его посадят в железнодорожный состав и отправят в концлагерь. А потом, по прибытии на место, двери вагона откроются и немецкий офицер объявит: на выход, мсьё Кляйн, ваш барак прямо и налево.
Так что же ему сейчас делать? А что ему надо было делать с самого начала? Или не делать?..
Это очень серьёзный фильм, гражданская драма, если можно так сказать. Ален Делон превосходно прожил жизнь своего героя. Он ещё раз доказал то, что совсем не нужно доказывать - он гениальный актёр. Ему подвластны все драматические роли, он никогда не играл ни в одной комедии и не жалеет об этом. Его внешность, не дающая покоя его критикам, является лишь частью его таланта. Это только бонус. Тот случай, когда красота - это тоже талант.
Актёр также являлся продюсером этого фильма.
Рекомендую это кино всем, кто готов найти два часа времени для погружения в серьёзную драматическую историю. А также тем, кто понимает талант великого актёра.
А у меня на сегодня всё.
Читайте хорошее, смотрите лучшее.
И помните: лайк и отзыв сами себя не оставят.