Татьяна Мастрюкова - российский автор мистических романов для подростков. Ее дебютная книга "Болотница" стала лауреатом конкурса издательства "Росмэн" "Новая детская книга". С тех пор из-под пера писательницы вышло несколько романов: "Приоткрытая дверь", "Тихие гости", "Радио Морок", и вот теперь - "Кошачья голова"
В свое время "Болотница" наделала много шума. Роман, завязанный на нашем, славянском фольклоре - это действительно было свежо и ново! Но почему-то в следующих книгах Татьяна решила пройти по проторенной дорожке, и потому концепция в них более-менее одинаковая:
1. Девочка - подросток сталкивается с неведомым.
2. Конечно же, место действия сельская местность (за исключением "Приоткрытой двери").
3. Нечисть наша, русская, из сказок и быличек.
По всей видимости, автор посчитала формат "Болотницы" успешным, поэтому в других книгах этот шаблон повторился. Вроде бы что-то происходит, а вроде бы и нет; слышатся звуки, видятся тени, но это не точно; главная героиня почему-то до последнего отрицает сверхъестественную подоплеку событий. К тому же, каждая история напичкана совершенными "левыми" рассказами на тему паранормального. В "Болотнице" героиня читала их в интернете, в "Тихих гостях" (на них у меня есть отдельный обзор) они были напечатаны в старых газетах из стопки на растопку печи. По всей видимости, сделано это для увеличения авторских листов в произведении. Другого варианта происхождения этих вставок у меня нет.
На каком-то из интернет-ресурсов было указано, что Татьяна Мастрюкова собирает истории очевидцев паранормального в реальной жизни. Это позабавило! Сейчас и в Дзене, и в YouTube полно каналов с подобными страшилками. Какие-то качественно написаны, какие-то просто мусор. Что тут собирать? Открывай любой канал и вдохновляйся.
Видимо, Татьяна все же мониторит отзывы читателей, многие из которых справедливо пеняли: из книги в книгу сюжетная канва повторяется, становясь уже даже не вторичной, а похожей на самоплагиат. В "Кошачьей голове" есть ряд существенных отличий. Так, главный герой мальчик Егор. Я поначалу думала, что ему лет пятнадцать, но только на последней странице вдруг выяснилось, что ему всего двенадцать. Это было сюрпризом, так как его рассуждения никак не походили на мысли двенадцатилетнего ребенка. Бросается в глаза и то, что автору привычнее писать от первого лица героини женского рода. Здесь же она решила отступить от своего канона, но похоже, что в мальчиках Татьяна разбирается намного хуже, чем в девочках.) Осуждать за это не буду. Представляю, как тяжело писать от лица персонажа другого пола.
Родители здесь не картонные герои, а вполне объемные. Папа семейства жуткий абьюзер, мама его типичная жертва. Дети тоже боятся тележного скрипа, и в присутствии отца ходят по струнке, дыша через раз.
Сюжет таков: в Алину, старшую сестру Егора вселяется "икотка" - что-то вроде паразитического астрального подселенца. Мама и Егор в ужасе. Они скрывают одержимость Алины от отца, и под благовидным предлогом везут ее в деревню Никоноровку (именно так) к знахарке. Вот собственно, и все. Нет, на протяжении романа встречаются нагнетающие страх моменты, но их немного, и в целом повествование тягучее, медленное. Никакого экшена и решительных действий здесь нет. Пока из сестры изгоняют "икотку", Егор шатается по деревне и слушает россказни местных жителей (хоть спасибо, что эти истории стали подаваться от лица второстепенных персонажей, а не вставлены инородными фрагментами в текст). В Никоноровке все, от мала до велика знатоки сверхъестественного, да покруче братьев Винчестеров! Честно говоря, и развязка какая-то вялая, без накала страстей и хоть какого-то яркого объяснения. Приехали, погостили, уехали. Конец.
Сама идея использования славянского фольклора мне очень нравится. Ну правда, хватит уже с нас всяких Слендерменов, Кровавых Мэри и прочих персонажей американских городских легенд. Против них я ничего не имею, но читать про родное и знакомое намного приятнее, согласитесь? Деревня, лето, бабульки на лавочке, истории про леших, домовых и чертей - кто из нас не слышал этого в детстве? По-моему, почти в каждой деревеньке из уст в уста передаются байки про заброшенный ведьмин дом да огненные летающие шары.
Рекомендую ли я "Кошачью голову"? Да. Хотя бы из-за названия, должны же мы узнать его происхождение! ) И скажу откровенно: при всех минусах эта книга Татьяны понравилась мне больше остальных. Оформление обложки от Росмэн, как всегда, великолепно и соответствует духу произведения.