Найти тему
Время Романовых

Терем Асташово. Как крестьянин соорудил себе лесные хоромы?

Если будете проезжать по Костромской области, не забудьте заглянуть в деревню Асташово. Там на протяжении последних десятилетий стоит ожившая сказка, настоящий волшебный терем, созданный руками обычного крестьянина Мартьяна Сазонова. Зачем же ему понадобилось такое необыкновенное жилище и какова его судьба за прошедшее столетие?

Мартьян Сазонов зарабатывал на жизнь столярным делом, уезжая для этого из родной Костромской губернии в Петербург. В 1894 году крестьянин овдовел и решил жениться второй раз, на дочери заштатного дьякона Елизавете Добровольской. Молодую супругу нужно было как-то удивлять. Тогда-то, как говорят, Мартьяну и пришла в голову мысль отстроить новый дом.

Построен терем был в русском стиле, крестьянин не скупился на декор своего детища. При доме была также построена резная беседка, разбит сад, посажена липовая аллея, выкопаны пруды. Вокруг здания находились хозяйственные постройки, дополняющие образ строения. На сегодняшний день, к сожалению, они утрачены.

Существует два варианта названия — Асташово и Осташево. На карте Шуберта 1840-х годов деревня названа Осташева. Это название послужило первоисточником для внесения деревни в список памятников Костромской области как Осташево. Однако на советских картах деревню обозначалась и как Асташово. И почтовое отделение, находившееся с 1944-го по 1972-й в тереме, тоже было Асташово, а не Осташево. Поэтому в нынешнем названии усадьбы используется именно это написание.

Изучавшие дом архитекторы и искусствоведы затем пришли к выводу, что в качестве образца для своей дачи строитель взял эскиз загородного дома петербургского архитектора Ропета. Изучение ряда особенностей дома в ходе реставрации привело к мысли, что Сазонов строил дом сам, без профессионального архитектора. Так, кровля дома переделывалась прямо по ходу строительства, у парадного входа не было теплых сеней, наконец, в доме не было запланировано ни одного туалета, хотя это уже было нормой в петербургских загородных домах.

-2

В 1918 году дом, как и многие другие заметные места, был национализирован, а хозяйка была из него выгнала. Сам Сазонов до этого дня не дожил.

Дом никак не использовался вплоть до 1942 года, когда его заняли всевозможные учреждения: сельсовет, контора колхоза, почта, библиотека, медпункт, сберкасса, клуб. Село Асташово же постепенно пустело. Оставленный без присмотра и не ремонтированный со дня постройки дом простоял так более 30 лет, постепенно разрушаясь и зарастая лесом. Когда Сазонов строил свой терем, вокруг него существовала оживлённая деревня. Теперь же дом стоит один посреди поля.

Поразительный факт: терем настолько был никому не нужен, что по бумагам его даже не существовало, ему никто не присвоил статус памятника, да и вообще какой-либо статус. 

Но все легко решается, когда кто-то понимает, что здесь можно делать бизнес. В 2005 году московский предприниматель Андрей Павличенков инициировал работы по спасению уникального здания. С 2011 по 2017 годы шла усиленная работа по очистке территории и реставрации самого терема, в которой принимали участие даже волонтеры со всей страны и местные жители. Удалось сохранить более 60 % подлинной конструкции, остальные детали были воссозданы с доскональной точностью. Печные изразцы восстановили по небольшому сохранившемуся куску: нашли печной каталог того времени, в котором эти изразцы были представлены. По выцветшему куску обоев восстановили узор, но напечатать такой смогли только в Великобритании. Еще одна интересная особенность — старые бревна решили не красить. В тереме окрашены только новые бревна, а на оригинальных сохранилась оригинальная краска.

В 2016 году «Терем» открылся как первая в России гостиница-музей, где, кроме проживания, туристы могут воспользоваться разнообразными программами для активного отдыха. На территории усадьбы сейчас терем в два жилых этажа с чердаком и башней, три дубль-дома неподалеку, пруд и часовня. Наблюдая за огромным количеством заброшенных некогда прекрасных зданий, кажется, что такое продолжение истории «лесного терема» будто бы и неплохое.

А вы как считаете?