Вот еще немного на тему взаимоотношений с духовником: искушения, которые чаще всего возникают. Боюсь, что в один пост не уложусь, поэтому продолжение следует.
Авва Дорофей говорит о том, что каждому доброму делу обязательно либо предшествуют, либо последуют искушения. Могу добавить чуточку от себя: а зачастую еще и сопутствуют. И дело духовного окормления исключением тут не является.
Итак, какие искушения имеют место чаще всего. И как с ними справляться.
Порой начинает казаться, что духовник уделяет нам слишком мало внимания. Для начала надо разобраться, что значит «мало».
Если он не выслушивает нашу исповедь (обычную, такую, которая необходима каждому человеку, а не получасовую или часовую, больше похожую на литературное произведение с запутанным сюжетом или на поток жалоб на кого-то или на что-то), отказывается отвечать на наши вопросы, имеющие для нас существенно важное значение – без причины и объяснения, то это и правда – мало внимания. И если так оно и будет продолжаться, то можно озаботиться поиском другого духовника, который время на нас находить сможет.
Хотя и тут стоит узнать наверняка: нет ли в жизни духовника каких-то особых обстоятельств – таких, как болезнь – собственная или близких, неприятности, серьезные материальные затруднения и т.п., которые выбивают его из колеи и отнимают время и силы. И если есть, то лучше не бежать от него, а постараться, чем возможно, помочь. Это будет правильно по-христиански.
Ну, и конечно, если окажется, что на самом деле наши запросы об уделении нам времени и сил духовником носят не совсем адекватный характер, то очевидно, что причина искушения не в духовнике, а в нас самих.
Еще одно, сопряженное с этим, соблазнительное обстоятельство, очень похожее на предыдущее: мы уверены, что с кем-то духовник общается больше, чем с нами, охотнее, с явным удовольствием. И это вызывает наше огорчение.
Тут уместно задать себе вопрос: а точно ли мы относимся к духовнику как к духовнику? Духовник необходим для духовного окормления, а не для общения. И если с кем-то у него сложились личные, дружеские отношения, а с нами, например, нет, то это не повод для обвинения его в пристрастности, также, как и не повод считать себя в чем-то обделенным или даже ущербным.
Это, в сущности, вещи, которые вообще не имеют отношения к духовному руководству. Это область страстей и грехов, с которыми просто надо бороться.
#игумен_Нектарий_о_духовничестве