Начальный этап Великой Отечественной войны стал для Красной Армии периодом поражений. Поражение потерпели не только пехота, танки и артиллерия. Даже в воздухе советские летчики проигрывали противнику. Или последнее произошло благодаря опытным летчикам, которые стали командирами не в строю, а в камерах Лубянской тюрьмы?
Одним из первых советских героев-двойников был генерал-лейтенант Яков Смушкевич, воевавший в Испании и на Халхин-Голе. Он был родом из Ракишкиса, Литва, а его семья переехала в Вологду во время Первой мировой войны. Якоб работал здесь с 13 лет, помогая своим родителям. Смушкявичюс был среди революционеров в феврале 1917 г. В начале Гражданской войны он добровольцем вступил в Красную армию.
До конца своей жизни Джейкоб был связан с вооруженными силами. Будучи политруком 4-го отдельного боевого крыла, он никогда не отказывался от своей мечты стать летчиком. Он начал учиться летать, как он почти всегда делал в то время, на самолете U-2. Тем временем будущий авиатор заочно учился в университете. В конце 1931 года Смушкевич стал командиром специальной авиационной бригады в Витебске. Якоб, тем временем, учился в Качинском авиационном училище и окончил его в 1932 году.
После того, как авиабригада отличилась своими показательными полетами, летом 1935 года Иосиф Сталин встретился со Смушкевичем. Возможно, это повлияло на дальнейшую судьбу Якова, который осенью 1935 года стал бригадным генералом (эквивалент генерал-майора).
Испанская война, начавшаяся в июле 1936 года, сыграла важную роль в путешествии Смушкевича. Летчики-добровольцы из Советского Союза и других стран отправились на помощь республиканцам, и в октябре 1936 года Смушкевич, ставший в Испании генералом Дугласом, прибыл на самолете Douglas DC-3. Джейкобс быстро создал Международную эскадрилью. Будучи командующим воздушными силами, Смушкевич добился больших успехов в Испании, за что был награжден орденом Ленина. Вернувшись в Москву летом 1937 года, он получил звание чрезвычайного комиссара, был награжден вторым орденом Ленина и орденом Героя с Золотой Звездой, после чего продолжил учебу в Воронежской академии. Он был назначен заместителем Верховного главнокомандующего ВВС.
В 1938 году Яков был уже опытным пилотом, но в апреле, во время учебного полета на самолете P-10, у самолета отказал двигатель. В результате аварии он получил травмы обеих ног. С тех пор Смуртскевич не летал. Хотя ему пришлось буквально заново учиться ходить, он остался на службе. Ночью он даже спал в своем кабинете, где устроил себе кровать за ширмой.
Сталин высоко оценил работу Смушкевича. Когда весной 1939 года начались события на реке Кашин-Гол, Советский Союз помогал Монголии в войне против Японии. По инициативе Смушкевича были сформированы эскадрильи советских летчиков для боевых действий в Испании, а затем в Китае. Яков, возглавлявший эту эскадрилью, отправился в Монголию.
Там он познакомился с Георгием Жуковым, командующим Первой группой армий. С прибытием советских воздушных асов и их командиров ситуация стала быстро меняться в пользу Красной Армии. Советские военно-воздушные силы доминировали в воздухе. Ситуация на местах также изменилась. Это стало результатом сотрудничества между сухопутными войсками и военно-воздушными силами, которое Смушкевич осуществил впервые в истории войны. Осенью 1939 года Яков вернулся в Москву. Вскоре он был назначен командующим Национальными военно-воздушными силами. За свои заслуги в битве при Калхин-Голе он был награжден Второй Звездой Героя.
Отставка Смушкевича стала неожиданностью. Несколькими днями ранее Сталин спросил его мнение об организации советской обороны, а осенью 1940 года он стал помощником Жукова на посту начальника Генерального штаба. Затем наступил день 7 июня 1941 года, который перечеркнул все предыдущие события. Смушкевич попал в больницу, где его снова прооперировали. Министерству внутренних дел удалось провести "пилотное дело". Когда Смушкевича допрашивали, он лежал на носилках и не мог встать.
Яков Смушкевич, дважды Герой Советского Союза, Герой Испании и Герой Халкин-Гола, был расстрелян 28 октября 1941 года. Его бывшие командиры и бойцы были расстреляны одновременно. В начале войны Советский Союз имел пятикратное преимущество над Германией по количеству боевых самолетов. Прошлое не бьется в кавычках, но если бы военно-воздушными силами руководил опытный командир, даже если бы немецкие потери через полтора месяца были три к одному, у немцев не было бы больше истребителей.
- "Если вам понравилось это сообщение, пожалуйста, поставьте лайк. Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить ни одного интересного эпизода...