Представитель МИДа о несостоявшейся дуэли с Навальным, народной дипломатии и ядерном шантаже
Мария Захарова популярна у молодежи КФУ. Вчера желающих задать вопрос ей оказалось так много, что встреча представителя МИДа и казанского студенчества вышла далеко за изначальный временной лимит. О том, как изменился дипломатический климат в мире, удается ли России действовать по принципу мягкой силы и из-за чего сорвались дебаты с оппозиционером Алексеем Навальным, узнавал корреспондент «БИЗНЕС Online».
О кризисе цивилизации
Послушать официального представителя МИДа Марию Захарову в КФУ пришли несколько сотен студентов, даже несмотря на то что это была не очная встреча, а видео-конференц-связь. На входе в актовый зал института филологии и межкультурной коммуникации студентки ИФиМК распределяли потоки гостей — на экранной картинке зал должен был выглядеть полностью заполненным. Были и иностранные студенты, но далеко не все из них слушали внимательно — многие сразу уткнулись в телефоны.
Слово взял ректор КФУ Ленар Сафин. Он тоже взирал на студентов с большого экрана, оставаясь в своем кабинете. «Хочу выразить благодарность, Мария Владимировна, за то, что нашли в своем плотном графике время пообщаться со студентами», — обратился он к гостье, а та предложила сэкономить время и сразу начать с вопросов и ответов.
«Наш корреспондент присутствовал в Буче в тот день, когда уходили наши войска. Там не было трупов!»
Модератор встречи, профессор КФУ, доктор политических наук Андрей Большаков, вспомнил об июньской речи Захаровой о новой системе международных отношений. «А с июня что-то изменилось? — спросил он. — В последние дни для многих обнадеживающими стали заявления о том, что могут быть переговоры, что они ведутся…»
«Люди, которые обличены властью в тех странах, которые формируют повестку, не слушали, так как был другой план в отношении построения взаимодействия с нашей страной», — ответила Захарова. По ее словам, обычные граждане этих стран пытаются услышать голос России, но им не дают этого сделать. И нас точно слышат в «странах, которые не менее влиятельны в экономическом, военном, политическом планах, чем те, которые противостоят России». На этом фоне коллективный Запад отказывается от собственной истории — сносит памятники, запрещает книги, прекращает изучение целых сфер. «Мир подошел к системному кризису, — указала Захарова. — Целые регионы, страны переживают кризис собственных внутренних систем».
О несостоявшихся дебатах с Навальным
К стойке с микрофоном подошел студент: «Моя мама восхищается вами. Будь я вашим сыном, какой совет вы бы мне дали на всю жизнь?» Не задумавшись ни на секунду, Захарова посоветовала парню слушать маму. «Маме большой привет и поклон, мне приятно такое отношение. Спасибо», — сказала она. Студент решил развить успех и предложил записать видеообращение маме. Зал отреагировал смешком, а директор департамента информации и печати МИД РФ пожелала и матери, и ее сыну благополучия и успехов.
Следующий студент вспомнил приглашение в 2020 году Захаровой провести дебаты с Алексеем Навальным: «Мы ждали вашей словесной дуэли больше, чем „Игры престолов“». Захарова рассмеялась и напомнила, что именно она хотела дискуссии, потому что в ее адрес прозвучала «абсолютная неправда, причем очень низкопробная». Она отметила, что в локдаун приходилось крайне много работать, сотрудники министерства приходили домой к часу ночи, чтобы вернуться на рабочие места в 3–4 утра. «И в разгар этого всего у меня берет интервью один человек, и потом из интервью вырывается кусок, и дальше упомянутый вами товарищ Навальный берет данный фрагмент, вырванный из контекста, и говорит, что чиновники скатились. Показывает меня и утверждает, что мы все пьяные», — возмутилась Захарова.
Условия встречи постоянно менялись. «Когда они поняли, что я на все согласна, сказали, что мне будет дано 2 минуты и 30 секунд на ответ. Извините, но мы где вообще находимся? Это настоящий шантаж, и в таких рамках ни один федеральный канал не работает», — объяснила свой отказ представитель МИДа.
О мягкой силе и переговорах с Украиной
Корреспондент «БИЗНЕС Online» поинтересовался: существуют ли международные площадки, на которых Россия может отстаивать свои интересы, используя мягкую силу? Можно ли назвать такой площадкой всемирную организацию «Объединенные города и местные власти» (ОГМВ), которую с 2021 года возглавляет мэр Казани Ильсур Метшин? Представитель министерства иностранных дел заметила, что путей применения мягкой силы может быть много: «Это безбрежный океан. Это экономика, политика, культура, гуманитарные связи и отношения, влияние через, хотя не люблю это слово, инфлюенсеров». Площадок для такого тоже немало, например ООН, которая не заканчивается штаб-квартирой в Нью-Йорке. «Это семья, огромный организм, где есть конференции, симпозиумы, встречи, выступления, доклады», — с теплотой в голосе рассказывала Захарова, в прошлом руководитель пресс-службы постоянного представительства России при ООН в Нью-Йорке. Упомянула она и успешную работу ОГМВ, добавив, что есть много подобных региональных компаний: «Это прекрасная возможность для оттачивания мягкой силы».
Отвечая на вопрос о закрытых российских информационных каналах за границей, Захарова заговорила о нужде в российском видеохостинге: «Мы плюс-минус 20 лет наполняли YouTube своими материалами, создавая глобальную информационную повестку. Сейчас они все, что им не нужно, блокируют без права на восстановление. А кто-то видео дублировал? У нас считалось, что ты на веки вечные оставил свой след. Ничего подобного». По ее словам, следует наращивать собственный видеохостинговый архив, «который мы будем регулировать, оберегать, нашим детям передавать».
Преподаватель ВШЖиМК КФУ Салават Мухамадуллин спросил о возможности переговоров между Россией и Украиной. Захарова напомнила, что киевский режим месяц запретил вести переговоры с президентом России Владимиром Путиным. «Вопрос к ним, к тем, кто стоит за киевским режимом. Теперь вопроса нет, кто за ними стоит: те, кто поставляет им оружие и дает огромные деньги, то запрещая даже думать о переговорах, то провоцируя историю, что все должно решиться на поле боя, то потом снова возвращается к теме переговоров, но в контексте обвинения нашей страны», — сказала представитель МИДа.
О народной дипломатии
«Если Финляндию и Швецию примут в НАТО, насколько возможна перспектива того, что они станут неким аналогом Турции при Карибском кризисе?» — поинтересовался студент первого курса института международных отношений. «Они втягивались в орбиту НАТО давно, — ответила Захарова. — Формально подача заявки произошла сейчас, но обучение, введение общих стандартов начались задолго до того. Мы говорили, что это все меняет баланс сил».
Она напомнила, что в Европе не только Франция и Британия располагают ядерным оружием: «Вообще-то Европа наполнена ядерным оружием. Оно размещено в неядерных странах, то есть в странах, которые ни де-юре, ни де-факто ядерными не являются. Как, например, Италия. Она не обладает ядерным оружием, но оно на территории страны размещено. Чье же это ядерное оружие? Давайте угадаем! Соединенных Штатов Америки! А что ядерное оружие с другого континента делает в стране Европы?» По ее словам, никто не знает, как ситуация будет развиваться дальше. Самих итальянцев никто не спрашивал, нужно ли им ядерное оружие, и они задаются тем же вопросом.
Аспирант из Болгарии отметил, что у его страны и России общий цивилизационный код, и спросил: «Насколько народная дипломатия будет востребована и какова ее роль в многополярном мире?» Захарова заверила, что роль народной дипломатии серьезна, но демократические системы в кризисе: «Воля народа не пробивается во многих западных странах».
На этом отмеренное для встречи время истекло, и Захаровой предложили выбрать: закончить разговор или продолжить отвечать на вопросы. Она перешла в режим блиц-опроса. Зал начал пустеть, но еще не менее 15 студентов задали вопросы представителю МИДа. Встреча продлилась еще час и закончилась аплодисментами.
Фото: Анастасия Афонина