Найти в Дзене
Товарищ Баттерфлай

Анализ первой главы "Евгения Онегина" А.С.Пушкина по строфам

"Анализ стихотворения по строфам...как же уныло звучит!" - подумает кто-то, и я здесь для того, чтобы переубедить таких людей. Начнём с главного. Что такое анализ произведения, как это делать? Анализ стихотворения – это направленный разбор лирического произведения, в ходе которого используется определенная схема для выявления характеристик стиха. Так, стоп! Без паники! Сейчас всё будет понятнее, еще и веселее, ведь мы начинаем! I «Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог.
Его пример другим наука;
Но, боже мой, какая скука
С больным сидеть и день и ночь,
Не отходя ни шагу прочь!
Какое низкое коварство
Полуживого забавлять,
Ему подушки поправлять,
Печально подносить лекарство,
Вздыхать и думать про себя:
Когда же черт возьмет тебя!» В данной строфе уже начинает раскрываться натура Онегина, в самом начале произведения. Он с пренебрежением относится к занемогшему родственнику, непрямолинейна желая ему смерти, лабы избави
Оглавление

"Анализ стихотворения по строфам...как же уныло звучит!" - подумает кто-то, и я здесь для того, чтобы переубедить таких людей.

Начнём с главного. Что такое анализ произведения, как это делать?

Анализ стихотворения – это направленный разбор лирического произведения, в ходе которого используется определенная схема для выявления характеристик стиха.

Так, стоп! Без паники! Сейчас всё будет понятнее, еще и веселее, ведь мы начинаем!

Такой притягательный и отталкивающий Онегин
Такой притягательный и отталкивающий Онегин

I

«Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог.
Его пример другим наука;
Но, боже мой, какая скука
С больным сидеть и день и ночь,
Не отходя ни шагу прочь!
Какое низкое коварство
Полуживого забавлять,
Ему подушки поправлять,
Печально подносить лекарство,
Вздыхать и думать про себя:
Когда же черт возьмет тебя!»

В данной строфе уже начинает раскрываться натура Онегина, в самом начале произведения. Он с пренебрежением относится к занемогшему родственнику, непрямолинейна желая ему смерти, лабы избавить самого себя от лишней мороки.

II

Так думал молодой повеса,
Летя в пыли на почтовых,
Всевышней волею Зевеса
Наследник всех своих родных.
Друзья Людмилы и Руслана!
С героем моего романа
Без предисловий, сей же час
Позвольте познакомить вас:
Онегин, добрый мой приятель,
Родился на брегах Невы,
Где, может быть, родились вы
Или блистали, мой читатель;
Там некогда гулял и я:
Но вреден север для меня 

Заметили, как Пушкин старается показать эту историю, как сложившуюся в реальной жизни, говоря, что знаком в жизни с персонажем лирических стихов?

"Родился на брегах Невы,.." - Онегин родился в Санкт-Петербурге.

"Там некогда гулял и я, но вреден север для меня." - завуалированный намёк на ссылки в Сибирь.

Молодой повеса - Молодой человек, принадлежавший к высшим кругам общества, ведший праздный, легкомысленный образ жизни. (Малый академический словарь, МАС) (прим.авт.)

III

Служив отлично благородно,
Долгами жил его отец,
Давал три бала ежегодно
И промотался наконец.
Судьба Евгения хранила:
Сперва Madame за ним ходила,
Потом Monsieur ее сменил.
Ребенок был резов, но мил.
Monsieur l'Abbé, француз убогой,
Чтоб не измучилось дитя,
Учил его всему шутя,
Не докучал моралью строгой,
Слегка за шалости бранил
И в Летний сад гулять водил.

Здесь показывается значение французского языка в жизни Евгения - он знал этот язык в совершенстве, а с учителем у него были тёплые отношения. Онегин старший вёл такой же аристократичный образ жизни, часто давал балы и жил в роскоши.

IV

Когда же юности мятежной
Пришла Евгению пора,
Пора надежд и грусти нежной,
Monsieur прогнали со двора.
Вот мой Онегин на свободе;
Острижен по последней моде,
Как dandy лондонский одет —
И наконец увидел свет.
Он по-французски совершенно
Мог изъясняться и писал;
Легко мазурку танцевал
И кланялся непринужденно;
Чего ж вам больше? Свет решил,
Что он умен и очень мил.

Евгений вырос, учитель ему больше был не нужен, и он начал свою взрослую жизнь, познакомившись со светским обществом, которое тепло его приняло в свои круги. Онегин отлично говорил по-французски,танцевал мазурку, вёл себя галантно - полное соответствие образу изящного человека того времени.

V

Мы все учились понемногу
Чему-нибудь и как-нибудь,
Так воспитаньем, слава богу,
У нас немудрено блеснуть.
Онегин был по мненью многих
(Судей решительных и строгих)
Ученый малый, но педант:
Имел он счастливый талант
Без принужденья в разговоре
Коснуться до всего слегка,
С ученым видом знатока
Хранить молчанье в важном споре
И возбуждать улыбку дам
Огнем нежданных эпиграмм.

Нам рассказывают о коммуникативных навыках главного героя - он мог легко расположить к себе собеседника. Были, однако, в нём и минусы в глазах высшего общества, что считало его педантом ( педант - человек, чьи принципы не сходятся со взглядами общества). То есть, "свет" уважал Евгения, но не во всём соглашался с ним, считая его взгляды нецеломудренными ( о взглядах Онегина чуть позже).

VI

Латынь из моды вышла ныне:
Так, если правду вам сказать,
Он знал довольно по-латыне,
Чтоб эпиграфы разбирать,
Потолковать об Ювенале,
В конце письма поставить vale,
Да помнил, хоть не без греха,
Из Энеиды два стиха.
Он рыться не имел охоты
В хронологической пыли
Бытописания земли:
Но дней минувших анекдоты
От Ромула до наших дней
Хранил он в памяти своей.

Евгений знал не только французский, но и латынь, несмотря на невостребованность этого языка, что дополняло образ умного юноши. Он увлекался Древним Римом и Древней Грецией, но не любил историю, сравнивая её изучение с копанием в пыли.

VII

Высокой страсти не имея
Для звуков жизни не щадить,
Не мог он ямба от хорея,
Как мы ни бились, отличить.
Бранил Гомера, Феокрита;
Зато читал Адама Смита
И был глубокой эконом,
То есть умел судить о том,
Как государство богатеет,
И чем живет, и почему
Не нужно золота ему,
Когда простой продукт имеет.
Отец понять его не мог
И земли отдавал в залог.

Онегина отталкивала литература - он не отличал ямб от хорея, даже бранил великих поэтов. Он также считал, что государство богатеет за счёт обычного пролетария. Призывал не давать деньги правительству, которые ему не нужны.В этом он и расходился во мнении с обществом, в особенности со своим отцом, который не соглашался с сыном и отдавал свои земли в залог. Из этого мы можем понять,что Евгений был неким бунтарём, свои зачатки революционера и упрямство он не скрывал от других.

VIII

Всего, что знал еще Евгений,
Пересказать мне недосуг;
Но в чем он истинный был гений,
Что знал он тверже всех наук,
Что было для него измлада
И труд, и мука, и отрада,
Что занимало целый день
Его тоскующую лень, —
Была наука страсти нежной,
Которую воспел Назон,
За что страдальцем кончил он
Свой век блестящий и мятежный
В Молдавии, в глуши степей,
Вдали Италии своей.

Несмотря на все свои умения, больше всего ценил "науку страсти нежной" - любил драмы и истории,связанные с чувствами и влюблённостью. Данное увлечение одновременно и утруждало, и доставляло ему удовольствие.

IX строфа была утеряна...

X

Как рано мог он лицемерить,
Таить надежду, ревновать,
Разуверять, заставить верить,
Казаться мрачным, изнывать,
Являться гордым и послушным,
Внимательным иль равнодушным!
Как томно был он молчалив,
Как пламенно красноречив,
В сердечных письмах как небрежен!
Одним дыша, одно любя,
Как он умел забыть себя!
Как взор его был быстр и нежен,
Стыдлив и дерзок,